Поиск

Русская «Метелица»

18.02.2010 00:00
Автор: Валерий БУШУХИН
С одной стороны, автомобиль на гусеницах - это внедорожное транспортное средство. И в то же время это ваш привычный автомобиль с привычным уровнем комфорта! То есть «два в одном». Конечно, в мире попыток сделать обычный автомобиль вездеходом было, и немало, есть даже продаваемые зарубежные образцы.
Русская «Метелица»*

Гениальный трансформер для «Нивы» Владимира Путина

Эта зима выдалась суровой. Снегопады в Азии - от Камчатки до Урала, в Европе - от Урала до Испании. Снежные заносы парализовали движение даже там, где это невозможно представить – в Америке! 

Нет ничего более беспомощного, чем автомобиль в снегу. Ну горожанам-то еще можно надеяться на муниципальную снегоуборочную технику. А как быть тем, где дороги чистят редко или вообще нет дорог?


И тут все вспомнили про изобретение русского инженера Владимира Мальцева, про его вездеходную гусеничную приставку с красивым названием «Метелица». И сегодня тысячи автовладельцев России и Казахстана осаждают телефон челябинского изобретателя, чтобы заказать себе такую новинку.
То есть надо ехать по бездорожью – ставишь своё авто на гусеничную платформу, и получается супер-вездеход. А вернулся в город – снялся с гусеничного модуля, колеса надел, и снова кати на колесах по асфальту.

Что же такое придумал Владимир Георгиевич?
С одной стороны, автомобиль на гусеницах - это внедорожное транспортное средство. И в то же время это ваш привычный автомобиль с привычным уровнем комфорта! То есть «два в одном».
Конечно, в мире попыток сделать обычный автомобиль вездеходом было, и немало, есть даже продаваемые зарубежные образцы неких гусениц, надеваемых вместо колес. Все это прекрасно смотрится в рекламе и в кино, но на реальном бездорожье – детские игрушки.

Аналогов этому русскому изобретению нет. Что же такое придумал Мальцев? Это не новый вид транспорта - это новый уровень мобильности обычных людей на обычных машинах. 
«Метелица» стоит недорого, неприхотлива в обслуживании, прекрасно идет по снегу, по тундре или болоту и даже плавает. А главное, не надо покупать отдельный вездеход. Проще и дешевле купить к нему гусеницы, которые до поры до времени стоят в гараже, а когда надо, приделываются к вашему авто. Этакий фантастический трансформер.

Даже странно, что идея такого простого гибрида раньше никому не пришла в голову.
Вообще-то в прошлом Мальцев – конструктор гусениц для танков. Несколько десятков лет он делал эти гусеницы на тракторном заводе в Челябинске. А когда надобность в большом количестве танков отпала, он стал не нужен и потому ушел с предприятия. Безденежье заставило заняться собственным бизнесом. Вот он и придумал «Метелицу». Поначалу делал очень дорогой эксклюзив для очень богатых людей. Но потом решил, что приставка должна производиться массовым образом, чтобы по цене быть приемлемой для среднего класса, а позднее – и вообще для всех. Ибо простым людям, живущим в суровых местах, надо ведь как-то передвигаться в условиях бездорожья.
Над проектом «Метелица» работали в течение последних пяти лет ведущие специалисты гусеничного машиностроения Урала. Сегодня он оценивается более чем на 60 миллионов рублей, сопровождается рядом патентов и является победителем многих региональных международных выставок. В развитие серийного производства привлечены пять действующих предприятий Челябинска и Челябинской области. 

Снегоболотоход «Метелица» первоначально задумывался для автомобилей российского производства, но требования рынка показали, что легковые автомобили любых марок могут быть установлены на российский гусеничный модуль. Пока только полноприводные и заднеприводные, а через полгода – и переднеприводные. 

Серийное производство начато в начале 2010 года. Производственные мощности пока рассчитаны на изготовление одной тысячи гусеничных модулей в год. Стоимость гусеничного модуля от 200 до 400 тысяч рублей. Гусеничный модуль снегоболотохода годен для всех автомобилей отечественного и импортного производства с мощностью от 90 до 250 л/с и массой от 1000 до 4000 кг. Раскручивается также дилерская сеть.

Портфель заказов растет на глазах, и сам изобретатель уже охрип, отвечая на телефонные вопросы.
Такая гусеничная приставка оказалась нужной всем, кто по необходимости или по интересам должен преодолевать бездорожье. 

Пока проект «Метелица» сдерживается недостатком инвестиций, поскольку надо знать особенности российской экономики, долгие годы ориентированной на спекулятивный капитал и на продажу сырьевых ресурсов. В Челябинской области десятки машиностроительных предприятий простаивают из-за отсутствия заказов, однако областные власти не торопятся загрузить их «Метелицей». Наверное, местные чиновники просто не хотят заниматься хлопотным делом. Так что для посторонних инвесторов это вполне перспективное дело.

Как ездит установленная на гусеницы легковушка, можно посмотреть в Интернете по ссылкам:
http://video.mail.ru/mail/valersk52/_myvideo/3.html
http://rutube.ru/tracks/2866106.html

Возможно, эта гусеничная приставка заинтересует премьер-министра РФ Владимира Путина, который, как известно, недавно приобрел для себя отечественную «Ниву» и держит ее в Сочи специально для поездок на заснеженную Красную Поляну. Но даже «Нива» не может проехать по двухметровым сугробам. А на гусеницах «Метелицы» – запросто. Давление на поверхность у нее 0, 007 кг на квадратный сантиметр – почти как у горнолыжных ратраков. «Метелица» не борется с бездорожьем, как колесные джипы, – она летит, словно снежная метель, над бездорожьем. Таким образом, став трансформером, «Нива» В.В. Путина проедет там, где не сможет проехать машина ни одного премьер-министра или президента.

Вообще-то это не только вопрос поддержки отечественного производителя, это вопрос приоритета России. Россиянам ведь предстоит осваивать Арктику, а на чем им ездить по северам? Вертолет – дорого, тяжелые танковые вездеходы – и тундру уродуют, и тоже недешево. 

В мире давно уже идет негласное соревнование за разработку хорошего, доступного по цене и комфортного легкого вездехода, желательно всесезонного. И такие вездеходы у арктических стран есть. Но дорогие и мало. А надо много. Ведь кто будет ездить по Арктике, тот и будет ее контролировать.

У русской «Метелицы» по проходимости и цене нет равных, к тому же она не портит тонкий почвенный слой. Поставил гусеницу на свою машину – сел и поехал. Область применения гусеничной приставки обширная. Патрулирование и ремонт нефтяных и газовых трубопроводов. Обследование линий электропередач. Патрулирование границ. Геологоразведка. Розыск и спасение людей при чрезвычайных ситуациях. Не говоря уже про охоту и рыбалку в труднодоступных регионах, отдых в горах и горнолыжный спорт.

Похоже, всех обошел на повороте челябинский изобретатель Владимир Мальцев. То, что он предлагает, можно охарактеризовать словами «просто и дешево». Обычная гениальная русская идея.