Поиск

Реквием стратегии выживания

09.03.2010 16:19
Автор: Владимир Байков
В заключительной части своего отчета в Законодательном Собрании Петр Иванович сказал: «Прошедший год хотя и был сложным, но он ярко показал конструктивный характер взаимоотношений Правительства области и Законодательного Собрания.
Реквием стратегии выживания*
не наше


Когда-нибудь дошлый историк 
Возьмет и напишет про нас, 
И будет насмешливо горек 
Его непоспешный рассказ.

А.Галич

В заключительной части своего отчета в Законодательном Собрании Петр Иванович сказал: «Прошедший год хотя и был сложным, но он ярко показал конструктивный характер взаимоотношений Правительства области и Законодательного Собрания. В 2009 году было принято 185 областных законов, каждый из которых лег в фундамент политической стабильности, социально-экономического благополучия нашей области. Считаю, что силами всех южноуральцев, сплоченной работой трудовых коллективов, тесным взаимодействием всех органов власти, бизнес-сообществ, общественных организаций Челябинскую область удалось по-настоящему преобразить, вывести на иной уровень социально-экономического развития».

В этом году почему-то не были сформированы задачи в сфере промышленной политики на 2010 год. Но этот пробел восполнило Министерство экономического развития Челябинской области. Предложения министерских специалистов скупы и неконкретны, очень похожи на предпраздничные призывы ЦК КПСС:

- развитие базовых отраслей промышленности;
- создание кластеров в Магнитогорске и Челябинске;
- замена ввозимой продукции на товары, производимые в Челябинской области;
- реализация территориального заказа на товарно-сырьевые ресурсы;
- содействие промышленным предприятиям в реализации федеральных программ.

Не забыто и евангелие от Юрия Владимировича Клепова – «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года». По одной причине: всем обещано повышение заработной платы в четыре раза по сравнению с 2008 годом… Чем отдаленнее будущее, тем лучше оно выглядит. Подождем, тем более, что осталось всего десять лет…

Губернатор в своем отчете отметил: «В начале прошлого года кризис «урезал» треть текущих объемов промышленного производства. Валовой региональный продукт снизился на 15,5%, доходы упали на треть. Уменьшился положительный результат предприятий, увеличилась доля убыточных. Снижение обусловили несколько ключевых для реального сектора экономики области факторов. А именно: падение спроса и мировых цен на металлопродукцию, перенос сроков выполнения инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли, насыщение внутреннего рынка импортной металлопродукции».
Разные страны мировой экономический кризис перенесли по-разному. Спад валового внутреннего продукта в США и в странах Евросоюза (кроме Греции, Испании, Португалии и Исландии) не вышел на 3%.

Наша страна оказалась на самом дне, по подсчетам Росстата снижение ВВП в 2009 году составило 7.9%: в промышленности – 10,2%, в обрабатывающей промышленности и строительстве – 16%. Даже розничная торговля упала на 5.5%.

Многие специалисты считают, что кризис экономики нашей страны вызван внешними долгами. Но внешний долг Российской Федерации составлял около 40 млрд.долларов, а корпоративные заимствования в зарубежных банках приходились в основном на госкорпорации не превышали 230-240 млрд.долларов.

Кто-то заметил, что любое правительство говорит о коррупции только в прошедшем времени. Индекс восприятия, отражающий мнения предпринимателей и аналитиков из различных стран мира. Этот индекс ранжирует государства по степени распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков. Рейтинг включает, как и в прошлом году, 180 государств. И место в рейтинге показывает положение страны относительно других стран и территорий.

Россия заняла как и в прошлый раз 146 место с результатом 2,2 балла. Наши ближайшие соседи – африканские Кения и Сьерра-Леоне, у них тоже по 2,2 балла…

В десятку наиболее благополучных стран вошли Новая Зеландия – 9,4 балла, Дания (9,3) , Сингапур (9,2) и Швеция (9,2). 

Георгий Сатаров, президент фонда «Индем» отметил: «Этот рейтинг показывает осмысленные зависимости: например, чем выше эффективность управления, тем ниже коррупция, а чем выше коррупция, тем больше бедности».

На это явление Петр Иванович Сумин высказался только один раз в феврале 2009 года: «Кризис, который мы переживаем наносит не только экономический, но и морально-нравственный ущерб. Он провоцирует коррупцию, борьба с которой должна выйти на первый план на всех уровнях власти. Это прямое поручение нашего Президента!».

В своих мемуарах А.Шпеер, бывший министр вооружения нацистской Германии, писал: «Всего лишь за девять лет пребывания у власти руководящий слой оказался настолько коррумпирован, что даже в критический период не мог отказаться от привычного роскошного образа жизни. «Во все времена ястребы не делятся добычей, то высокооплачиваемые чиновники и топ-менеджеры тем более… Потому что во власти бедности не бывает».

В прошлом году расходы областного бюджета составили 81,6 млрд.рублей, из этой суммы разделены между муниципальными образованиями на обеспечение сбалансированности местных бюджетов 45,6 млрд.рублей. По другим разделам классификации ассигнования направлены:

Национальная экономика – 10,5 млрд.руб.
Социальная политика – 9,3 млрд.руб.
Здравоохранение – 5,8 млрд.руб.
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 3,0 млрд.руб.
Образование – 2,9 млрд.руб.

Приведенные показатели утверждены Постановлением Законодательного Собрания в законе «О внесении изменений в Закон Челябинской области «Об областном бюджете на 2009 год». Произошло это 24 декабря 2009 года №2061. Таковы издержки ручного управления бюджетным процессом…
Не менее интересно распределение расходов областного бюджета в 2009 году. Министерство социальных отношений – 15,2 млрд.руб., Министерство финансов – 12,6 млрд.руб., Министерство здравоохранения – 12,0 млрд.руб. Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства – 11,6 млрд.руб., Министерство образования и науки – 11,2 млрд.руб. Эти министерства являются главными распорядителями бюджетных средств. Каждый распорядитель представляет отчет об исполнении областного бюджета по выделенным средствам Министерству финансов области. Но никто и никогда этих отчетов не видел. Даже депутаты–законодатели…

На одном из совещаний Губернатор П.И.Сумин обратился к Президенту Российской Федерации: «С целью поддержки региональных бюджетов прошу Вас, Дмитрий Анатольевич, дать поручение Правительству РФ проработать возможность передачи региональным бюджетам до 25 процентов доли налога на добавленную стоимость». В белом доме на Краснопресненской набережной были удивлены смелостью уральского Губернатора. Если власть система, то очень она нервная…

Во времена великой депрессии президент Рузвельт жаловался членам своего кабинета: «Организованное богатство, которое до сих пор контролировало правительство пользуется случаем, чтобы решить, следует ли продолжить контроль над правительством или устраниться». И у нас сколько бы ни приводилось бесспорных аргументов в пользу отмены плоской шкалы налога на доходы физических лиц бизнес сообщество будет против повышения ставки налога. Н.Кричевский, доктор экономических наук уверен, что прогрессивное налогообложение позволит перераспределить национальный доход в пользу низкооплачиваемых слоев населения, и, следовательно малоимущих. В федеральном бюджете-2010 дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрены для 70 из 83 регионов, а общая сумма дотаций составит почти 397 млрд.руб. Увеличение средней ставки налога на доходы физических лиц всего на 3 – 3.5% позволит полностью снять проблему поиска средств для региональных дотаций.

Американский деятель XIX столетия Вебстер писал: «Самое свободное государство на свете не может долго просуществовать, если законы имеют тенденцию создавать быстрое накопление богатств в немногих руках, оставляя большую часть населения в нищете».

В газете «Итоги» объявление: Донор. Продам почку и номер телефона…