Поиск

От сратегии развития к стратегии выживания

23.04.2009 00:00
Автор: Владимир Байков
Во все времена важнейшей задачей было создание мифа для успокоения общества. Какие только легенды не гуляли по стране. Кто не с нами, тот против нас, потому что от каждого по способности, каждому – по труду, и нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме...
От сратегии развития к стратегии выживания*
не наше

Во все времена важнейшей задачей было создание мифа для успокоения общества. Какие только легенды не гуляли по стране. Кто не с нами, тот против нас, потому что от каждого по способности, каждому – по труду, и нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. В экране мифотворчества поучаствовал и министр финансов Алексей Кудрин: «Россия – островок стабильности». Но современные мифы – просто полет фантазии на заданную тему под политическим прикрытием. Их век недолог, потому что финансовые катаклизмы развиваются слишком стремительно.

Глобальный экономический кризис, как война – все знают, когда она началась, но никто не знает, когда она закончится. Главным детонатором финансовой Хиросимы принято считать Федеральную резервную систему США, частную организацию, созданную частными банками в 1913 году.
Выполняя функции центрального банка, ФРС осуществляет эмиссию американских долларов, устанавливает ставки рефинансирования фактически без контроля правительства США. И на протяжении многих лет руководители резервной системы делали все, чтобы доллар стал мировой валютой. Неограниченные возможности влияния на финансовые рынки сделали ФРС главным игроком в перераспределении мировых ресурсов в пользу экономики Соединенных Штатов.
Вот почему кризис охватил все страны не только Европы, но и юго-восточной Азии.

Негативные симптомы в экономике нашей страны проявлялись и ранее, о чем писал журнал «Эксперт» в начале 2007 года: «Отсутствие стратегической финансовой политики приводит к тому, что рост российской экономики становится все более зависимым от внешнего мира и все менее устойчивым. Власти не видят остальной экономики, кроме стратегически важных компаний и банков, которые доминируют на денежном рынке. При этом все последние годы основным направлением инвестиций было потребительское и ипотечное кредитование.
 
Дважды два уже четыре, а будет еще лучше

В последнее время предметом обсуждения стал размер корпоративного долга России. По общему мнению, он не столь велик (260 млрд. долларов), включая банки. Золотовалютные резервы страны составляли свыше 400 млрд. долларов. Но долг сконцентрирован в нескольких крупнейших компаниях, которые ведут экономическую игру явно сверх своих финансовых возможностей, т.к. с середины 2005 года происходило устойчивое удорожание кредита.

Авторы предполагали, что внешние потоки ресурсов будут постепенно ликвидировать дефицит средств в российской промышленности. Однако политика, построенная на дорогих внешних долгах, неизбежно будет накапливать потенциал мощного экономического кризиса. Научное сообщество страны также проявляло озабоченность устойчивостью экономического развития. Известный математик академик Маслов еще год назад предсказал кризис. В интервью «Российской газете» он сказал: «Когда ситуация ухудшается не плавно, а внезапно, лавинообразно переходит из одного состояния в другое, можно точно предсказать, разразится кризис или нет, и даже назвать его дату. Мои расчеты показали, что Америка давно проскочила некоторый порог, за которым обязательно разразится кризис».
Но во все времена наука и власть в странных отношениях: друг без друга жить не могут и постоянно недовольны друг другом.

Несогласованность исполнительной власти на всех уровнях ярко проявилась на Красноярском экономическом форуме, где было отмечено, что кризис беспрецедентен, но ни государство, ни общество не готовы к его преодолению.

Вице-премьер Александр Жуков заявил: «Мы располагаем сегодня точными ресурсами для поддержки ключевых секторов экономики, конкурентоспособности российских предприятий». А помощник президента Аркадий Дворкович предупредил представителей регионального сектора экономики: «Не стоит бегать за помощью, государство не будет никого спасать, оно должно ставить в центр человека, а не конкретных акционеров и инвесторов».
 
Лучше уже было

Все-таки был прав президент Рональд Рейган в одном из своих выступлений: «Правительство не решит ваших проблем, правительство само проблема».
Но министр экономического развития Эльвира Набиуллина назвала пять проблем, которые можно решить только при участии самих предпринимателей. Первая и главная проблема – недостаток кредитных ресурсов, тарифы естественных монополий, рост которых вызван необходимостью сбережения энергетических ресурсов. Министр отметила, что планируется уточнить параметры налоговой системы, а также о повышении производительности труда.

Пятая и последняя проблема – механизм предоставления государственной поддержки. Набиуллина подчеркнула, что есть риск коррупции, те предприятия, которые получили деньги из бюджета, будут отчитываться показателями своей работы. «И тогда мы сможем использовать те возможности, которые у нас есть», – сказала в заключение министр на встрече с представителями бизнеса.
Владимир Мау, глава экспертного совета при антикризисной комиссии Правительства РФ, предложил бизнесу два условия, довольно жестких. Предоставление государственной поддержки предприятиям возможно при наличии плана модернизации производства и при наличии заявления руководителей предприятия об отставке...

Не менее жесткими были предложения по антикризисным мероприятиям и в регионах. Озабоченностью был проникнут доклад губернатора Челябинской области Петра Ивановича Сумина на заседании Законодательного собрания, посвященный итогам социально-экономического развития области в 2008 году и задачам на 2009 год.

Но всего год назад и руководство области, и губернатор с оптимизмом оценивали развитие экономики в 2009 году. Перед той же аудиторией Петр Иванович Сумин отметил: «Для реального сектора экономики нынешний год должен быть не менее продуктивным, чем прошлый. Необходимо сохранить устойчивый экономический рост не менее 9%, добиться роста инвестиций в основной капитал не менее чем на 10%».

Оценивая деятельность исполнительной власти области, губернатор подчеркнул: «Наша работа стала системной, безавральной и, главное, – просчитываемой и предсказуемой». Финансовый кризис рассеял все иллюзии, и умер миф экономического роста.

Все не так плохо как кажется. Все гораздо хуже

По данным статистики, валовой региональный продукт области с 2004 по 2008 годы вырос более чем в 2 раза. Динамика роста приведена в таблице. Там же приведены индексы цен на продукцию промышленности и потребительские товары за рассматриваемый период.

                                                                                   2004 г.       2005 г.         2006 г.          2007 г.           2008 г.
Валовой региональный продукт, млрд. руб. 306,2         370,0            438,0             536,0             670,0
Темп роста к предыдущему периоду, %         107,0          107,7           110,4             111,5             102,0
Индекс цен в промышленности, %                   137,1          114,0          116,7              107,1            124,6
Индекс потребительских цен, в %                    111,8          112,4          109,8               111,0            112,8
 
По определению, валовой региональный продукт считается одним из важнейших макроэкономических показателей, выражающим совокупный конечный продукт (продукция, товары и услуги), исчисленным в рыночных ценах. Из этого следует, что чем выше цены и тарифы в регионе, тем выше темпы роста ВРП.
Задача удвоения валового регионального продукта, поставленная государственной власти субъектов российской федерации, по мнению специалистов, носит политический характер, т.к. не отражает эффективность управления социально-экономическим развитием территорий.
 
Из статистических показателей следует, что снижение индекса промышленного производства началось во втором полугодии 2008 года по всем субъектам округа за исключением Тюменской области. Это обусловлено тем, что основным направлением промышленного комплекса являлась добыча и транспортировка нефти и газа.

Факты – упрямая вещь, но статистика сговорчивее

Следует отметить, что в текущем году сокращение объемов производства в промышленности Челябинской области продолжилось. За январь – февраль индекс производства продукции составил 71,6% по сравнению с этим периодом 2008 года.

Промышленное производство снизилось в Челябинской области в большей степени, чем в других областях федерального округа. Как следствие этого снизились и темпы роста поступления в областной бюджет. Если в 2007 году фактическое поступление доходов составило 131,1%, то в 2008 году – 112,9%.
Данные развития финансово-бюджетной динамики Челябинской области приведены в таблице:
                                                                                      2004 г.   2005 г.   2006 г.    2007 г.    2008 г.    2009 г.
проект
Плановые поступления в бюджет, млрд. руб.  23,25      29,50     39,40          51,0        61,0       66,5
Фактическое поступление в бюджет, млрд. руб. 23,70   30,90       43,0          56,8       63,6 -
Темпы роста к предыдущему периоду, %            142,1    107,1      134,6        131,1     112,9 -

Правительством Челябинской области подготовлен проект бюджета на 2009 год. Впервые за последние десять лет главный финансовый документ будет принят с превышением расходов над доходами. Дефицит областного бюджета составит 7,6 млрд. рублей, который не должен превышать 15% от годового объема дохода бюджета области.

Правительством области был разработан порядок оказания точечной поддержки предприятий, оказавшихся в результате кризиса в трудной финансовой ситуации. Из областного бюджета было выделено 210 млн. рублей, которые были направлены 71 предприятию, при этом субсидии предоставлялись на конкурсной основе. Размер субсидии каждому предприятию в среднем составил около 3 млн. рублей. Были поддержаны такие предприятия, как ФГУП ПО «Златоустовский машиностроительный завод», ОАО ЧКПЗ, ОАО Комбинат «Магнезит», ООО «ЧТЗ – Уралтрак», ОАО «Челябинский цинковый завод», «Уфалейникель» и другие.

Однако в декабре 2008 года кредиторская задолженность предприятий промышленности составляла 31,2 млрд. рублей, средства, выделенные для точечной поддержки в сумме составили всего 6,7% от объема кредиторской задолженности. И финансовые субсидии играли мифологическую роль для крупных предприятий.

Правительством Челябинской области разрабатываются и другие меры поддержки промышленных предприятий. Время оценит их эффективность.

Мы, как свидетели, потерпевшие и судьи, видим, как жадность сменяется страхом, эйфория – депрессией. И сегодня мифы экономики доминируют в сознании даже высших руководителей государства, лидеров бизнеса и, как это ни странно, экспертного сообщества.
«Величайший враг правды зачастую не ложь – преднамеренная, запутанная и бесчестная, а миф – настойчивый, убедительный и нереалистичный», – заметил Дж. Ф. Кеннеди.