Поиск

Нужно ли закручивать алкогольные гайки

30.08.2012 16:53
Автор: Алиса ЛИСИНА
Правительство Челябинской области продолжает борьбу с алкоголизмом, закручивая гайки сбыта спиртосодержащей продукции. Проект постановления губернатора вводит новые ограничения: для реализации алкоголя (кроме пивной продукции) площадь торговой точки должна составлять не менее 100 квадратных метров (сейчас 50 квадратов). Это значит, что большинство маленьких магазинчиков лишатся «якорного» товара, а возможно, и закроются.
Нужно ли закручивать алкогольные гайки*

Правительство Челябинской области продолжает борьбу с алкоголизмом, закручивая гайки сбыта спиртосодержащей продукции. Проект постановления губернатора вводит новые ограничения: для реализации алкоголя (кроме пивной продукции) площадь торговой точки должна составлять не менее 100 квадратных метров (сейчас 50 квадратов). Это значит, что большинство маленьких магазинчиков лишатся «якорного» товара, а возможно, и закроются.  

- В основе предложений об установлении дополнительных ограничений на продажу алкогольной продукции лежит не абстрактное желание чиновников, а огромное количество обращений, поступивших от горожан по поводу незаконного обращения алкоголя. Много остается жалоб на места продаж спиртосодержащей продукции на территории жилых массивов, есть факты нарушения порядка и санитарных условий, - прокомментировал ситуацию заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Алексей Шеремеев. - Нами были сформулированы предложения, согласно которым торговые и складские площади магазина, реализующего алкоголь (кроме пивной продукции), должны составлять не менее 100 квадратных метров. Я не скрываю, что такой шаг приведет к тому, что большинство маленьких магазинчиков, расположенных на первых этажах в бывших однокомнатных и двухкомнатных квартирах, будут вынуждены прекратить реализацию алкоголя.

В то же время большинство крупных сетевых магазинов не затронут эти изменения, исчезновение с рынка хоть и маленького, но конкурента, пойдет даже на пользу. Об этом на заявила глава НП «Профсоюз представителей малого и среднего бизнеса Челябинска» Ирина Плещева: «Прибыль от реализации алкогольной продукции в небольших магазинах во дворах составляет 30-45 процентов. Поэтому многие просто не смогут выжить без этого товара». Госпожа Плещева уверена, что данное постановление пролоббировано крупными сетевиками.

Однако представители самих сетей относятся к подобным заявлениям весьма философски. - Доля продаж алкоголя в сетевых магазинах составляет всего 6 процентов, спиртосодержащая продукция скорее исполняет роль генератора трафика, - уверен коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. - А вот количество мест продаж действительно увеличивает продажи. В России проблема с алкоголизмом стоит особенно остро, поэтому государство должно защищать своих граждан.

В то же время государство не должно забывать и своих предпринимателях, которые приносят деньги в бюджет в виде налогов.

- Около 60 процентов малого бизнеса так или иначе работает в сфере торговли и общественного питания. Подобные изменения вызывают бурную негативную реакцию у предпринимателей этого сектора экономики, - считает председатель челябинского отделения общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. - Многие из них получили лицензии на торговлю алкоголем сроком на пять лет. Что теперь делать бизнесмену, вложившему средства в оборудование, потратившемуся на приобретение лицензии, заключившему договоры поставки, имеющему товар на складе? Нужен более длительный переходный период для реализации подобных решений.

- Закон предполагает 30-дневный срок исполнения, - подчеркнул Алексей Шеремеев. - Поэтому магазины, несоответствующие нормам, имеют возможность успеть реализовать алкогольную продукцию. Или же привести собственную торговую точку в соответствие.

Эксперты, хоть и не сошлись во мнениях относительно нового закона, однако единодушно пришли согласились, что кроме попыток ограничить сбыт следует работать и над уменьшением спроса на алкоголь.