Поиск

Кризис экономики - это кризис всей системы

13.08.2009 00:00
Автор: Владимир Антоненко
Абел Аганбегян, академик, патриарх отечественных финансов, в одном интервью подчеркнул основные причины: «Кризис так жестоко обошёлся с нами, и мы так глубоко упали из-за того, что наложился на наши слабости, на которые указывали многие"
Кризис экономики - это кризис всей системы*

Ванька Балакирев, любимый шут Петра I, известен тем, что, не боясь гнева императора, постоянно высказывал ему правду в глаза и этим благодействовал России. Благодаря его шуткам открывалось царю много такого, что осталось бы в неизвестности. Будь жив Балакирев сегодня, он оказался бы в трудной ситуации. Слишком много советчиков и ещё больше мнений. Но никто не знает, когда страна преодолеет последствия финансового кризиса.

Абел Аганбегян, академик, патриарх отечественных финансов, в одном интервью подчеркнул основные причины: «Кризис так жестоко обошёлся с нами, и мы так глубоко упали из-за того, что наложился на наши слабости, на которые указывали многие. Справедливости ради надо сказать, что есть и положительные моменты: то, что мы выплатили госдолг, и то, что мы накопили и держали 600 миллиардов международных резервов, которые нам сейчас очень помогают. Выход из кризиса для нас будет исключительно мучительный. Вообще во всех странах падают цены, повышаются процентные ставки. Мы же за десять лет так и не смогли подавить инфляцию. Основная причина – рост доходов бюджета выше всякой меры. Эти доходы в последние годы росли по 35%. И, конечно, у нас огромная монополизация. Фактически отсутствует эффективный антимонопольный контроль».

В этом же интервью Аганбегян заметил: «Мы не диверсифицировали экономику. Мы «сидели на нефтегазовой игле» и имели от этого преимущества, пока цены росли. Но когда они упали, мы оказались заложниками нашей однобокой экономики. Мы развивались и шиковали десять лет. С 2000 года мы получили два триллиона долларов только по экспорту. Да за эти деньги можно было построить новое государство!» 

Озабоченность академика можно понять. Расходы федерального бюджета росли, власти принимали приоритетные национальные проекты, создавались государственные корпорации, цели и задачи которых до сих пор не определены. В мае 2003 года федеральным правительством поставлена амбициозная задача – удвоить валовой внутренний продукт за десять лет, для решения которой темп роста ВВП должен быть выше 7,2% ежегодно. Но финансовый кризис поставил всё на свои места и заставил в авральном порядке латать дыры в экономике и в социальной сфере. 

В трудной ситуации оказались и регионы, в том числе и Челябинская область. Госкомстатом подведены итоги работы промышленности региона в I полугодии 2009 года.

Из приведенных данных следует, что объём производства за I полугодие 2009 года составил 71,6% от объёма производства, достигнутого в I полугодии 2008 года. Наименьшие потери за полугодие понесло производство электроэнергии, газа и воды, максимальные – черная и цветная металлургия (65,8%).

Спад объёмов производства обусловлен сокращением внутреннего спроса на продукцию, снижением поставок на экспорт, ростом кредиторской и дебиторской задолженности предприятий и организаций. На 1 июня текущего года кредиторская задолженность южноуральских предприятий составила 204,5 миллиарда рублей, а дебиторская – 238,1 миллиарда рублей. Превышение дебиторских долгов над кредиторскими достигло 33,6 миллиарда рублей, что свидетельствует о недостаточности оборотных средств у предприятий, потребителей продукции.

Не менее напряженной остается ситуация по просроченной кредиторской задолженности. Значительные объёмы просроченной кредиторской задолженности выявлены у предприятий обрабатывающих производств и в строительной отрасли. 

Спад объёмов производства в промышленности нашей области снизил доходы областного бюджета. Однако из перечисленных показателей трудно оценить степень сбалансированности бюджета, как требует статья 33 Бюджетного кодекса РФ. Принцип сбалансированности означает, что объём предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета.

Если обратиться к истории, то требования к сбалансированности отстаивал Владимир Николаевич Коковцев, министр финансов Российской империи. Выступая в Государственной Думе в ноябре 1911 года, он подчеркивал: «Финансовая политика, которой я следую, есть политика финансового равновесия, и необходимо покрывать за счет дохода, не прибегая к займам, обычные и чрезвычайные расходы. В этом основа не только финансового, но и общего экономического благополучия». С тех пор прошло почти сто лет, а проблема сбалансированности бюджета до сих пор актуальна. «Составлять сбалансированный бюджет все равно, что защищать свою деятельность: нужно научиться говорить «нет», - советовал Рональд Рейган. 

Учитывая темпы роста поступлений в областной бюджет за рассматриваемый период времени, доходы превышали плановые расходы, утвержденные законом об областном бюджете. Это обстоятельство позволяло создать резервный фонд, возможность формирования которого предусматривалась статьёй 81 Бюджетного кодекса РФ в 2000 году. И в законе в Челябинской области «О промышленной политике», принятом в апреле 1999 года, в статье 7 предусматривалось создание фонда развития промышленности. Но не получилось. Федеральное правительство оказалось более дальновидным и сформировало Стабилизационный фонд.

«Самое плохое, что может быть в развитии, - считает академик Аганбегян, - это потерять время. Всё остальное можно вернуть. И вот мы потеряли многие годы».

И мы тоже.