Денис Константинов: Уровень компетенций общественников порой превосходит уровень знаний чиновников
- На последнем заседании совета челябинского отделения «Опоры России» вы довольно резко высказались по поводу недостаточности освещения темы малого предпринимательства в отчете губернатора. Неужели все так плохо с уделяемым малому бизнесу вниманием?
- То, что предприниматели открыто высказываются о наболевшем, говорит лишь о желании изменить ситуацию к лучшему. У бизнеса масса проблем, связанных с повышением стоимости сырья, снижением платежеспособного спроса, засильем сетей, наличием иных рисков и издержек, и это ни у кого не вызывает сомнения. Вести бизнес в кризисный период, когда не работают рыночные механизмы и централизуются объемы и денежные потоки, становится труднее. Отдача от бизнеса меньше, а средств, времени и внимания требуется значительно больше. Неудивительно, что в докладе хотелось услышать самые оптимистичные цифры и прогнозы по выходу из кризиса, росту региональной экономики, закладке знаковых строек, а, следовательно, увеличению объемов для малого бизнеса. Сказалось разочарование от несбывшихся ожиданий. При этом, говорить о том, что в регионе предпринимательству не уделяется внимание, нельзя. Прямо сейчас минэконом проводит промышленный форум, в четверг совместно с областными фондами поддержки и городским АИР министр примет участие в расширенном заседании комитета по промышленности «Опоры». Все это делается для того, чтобы у производственников, включая малый бизнес, была реальная возможность для диалога с властью. Различные мероприятия проводятся постоянно, они помогают получать обратную связь, а если есть аналитика, значит и результаты будут.
- И что же конкретно было сделано?
- Отмечу несколько моментов, которые должны улучшить региональную деловую среду в целом. В прошлом году в области была проделана достаточно серьезная правовая работа в вопросах оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативных актов, создан единый информационный портал ОРВ. Внедрены инвестиционный региональный и муниципальный стандарты АСИ. Также усовершенствован механизм оценки фактического воздействия действующих нормативных актов, затрагивающих интересы бизнеса, который поможет оценить и исключить необоснованные требований к ведению хозяйственной деятельности. Думаю, у делового сообщества расширились возможности участия в работе по улучшению бизнес-климата. Также велась работа по разработке планов улучшения инвестиционной деятельности по 12 направлениям, подготовлены «дорожные карты», среди которых - поддержка малого и среднего предпринимательства, снятие административных барьеров, получение разрешения на строительство, техприсоединение к сетям и другим. Так что внимание уделяется. Главное -проинформировать и научить общественников и бизнес эффективно использовать имеющиеся возможности. Тема номер два касается принятия налоговых льгот для начинающих предпринимателей и крупных инвесторов.
- Сегодня работает не одна, а несколько организаций по вопросу защиты прав предпринимателей. Чем же «Опора России» может помочь предпринимателям?
- На мой взгляд, у каждой общественной организации есть свои неоспоримые преимущества и компетенции. Во-первых, «Опора России» создана 15 лет назад как объединение предпринимателей для целей развития и защиты экономических интересов малого и среднего бизнеса. Во-вторых, отделения «Опоры» открыты во многих муниципалитетах, а значит, мы доступны для предпринимателей. Наши представители есть в общественных советах при исполнительных органах муниципальной власти, входят в представительные органы, это позволяет доносить мнение бизнеса. На областном уровне созданы комитеты, занимающиеся вопросами предпринимательской деятельности по направлениям: туризм, медицина, МЧС, производство и т.д. Соответственно, «Опора» имеет представителей в общественных советах областных и федеральных органов власти. В-третьих, за счет наличия региональной сети и федеральных каналов возможностей для работы с информацией гораздо больше, также мы можем транслировать достижения других регионов и применять их у нас. В-четвертых, «Опора» стала площадкой для деловых знакомств и продвижения товаров, расширения рынков и возможностей, включая зарубежных представителей. «Опора» представлена уже в десятках стран таких как Германия, Китай, Франция, Япония и т.д.
Если говорить о помощи предпринимателям, главное что делает «Опора», это огромная экспертная работа и информирование органов государственной власти в вопросах предпринимательской деятельности. Попытки менять нормативные акты и требования к бизнесу происходят так часто и так кардинально, что постоянно приходится прилагать значительные усилия для сохранения статуса-кво, а нам нужно улучшать климат, и иногда это удается. Тут нужно отдать должное профессионализму наших коллег из федеральной «Опоры», которые очень много делают в этом направлении.
Другая сторона помощи предпринимателям заключается в работе по обращениям. Как правило, вопросы касаются консультаций, штрафных санкций, получения разрешений, поддержки, подключений и т.д. Мы не оторваны от органов исполнительной власти, от контрольно-надзорных органов, мы находимся в диалоге и стараемся адвокатировать, защищать членов «Опоры», всеми доступными инструментами. Иногда обходится без суда, иногда удается подкорректировать законодательство.
- Есть ли конкуренция между общественными организациями, занимающимися защитой бизнеса? Есть ли трения между ними?
- Возможно, есть ревность или конкуренция, для предпринимателей от этого лучше - больше внимания. Любая конкуренция приводит к улучшению качества работы. Если общественные организации с ревностью смотрят на успехи других, значит они уже в соревновательном состоянии. Как правило, у большой четверки единый взгляд по ключевым вопросам предпринимательства и если полемика, и происходит то, что в споре рождается истина. Понятно, что цели малого и крупного бизнеса могут отличаться, но это не воспринимается как не как спор, а как поиск компромиссов.
- Говоря про «Опору России», последнее громкое событие произошло в декабре. Когда несколько предпринимателей заявили, что не видят необходимости в ней состоять. И «Опора» признала, что действительно был кризис, после чего произошло переизбрание руководства совета. Вы помните такую ситуацию?
- Нет, кризиса не было. Вышел один предприниматель, высказал свое мнение в прессе, тут каждый сам волен в выборе. Его бизнес я знаю, знаю проблемы, с которыми он столкнулся, обсуждал с ним пути решения. Действительно, вопросы серьезные, требуют совершенствования федерального законодательства в части ставок утилизационного сбора и закупочных процедур. Это темы, обсуждаемые на самом высоком уровне. Руководитель ФАС Игорь Артемьев очень емко высказался о закупках, готовится пятый антимонопольный пакет. Предпринимателям нужно не высказывать нам свой пессимизм, а включаться в работу в качестве экспертов. Многое зависит от понимания бизнесом роли общественной организации. Общественная организация – это структура объединившихся предпринимателей, экспертов, людей, обладающих сверхкомпетенциями в узких вопросах. За счет того, что таких людей много, количество вопросов закрывается огромное, уровень компетенций порой превосходит уровень знаний чиновников, помогает им разобраться в вопросе досконально и принять решение. «Опора России» систематизирует и транслирует мнение предпринимателей очень быстро, это качественная обратная связь. Но то, что это бесполезная организация - говорить напрасно, потому что мы получаем каждый день искренние благодарности от предпринимателей за ту помощь, которую оказываем.
Что касается Совета «Опоры», то он был избран на конференции два года назад, и с того момента работает в прежнем составе
- Тогда кто помогает лучше, а кто мешает предпринимателям?
- У всех разные цели. Возьмем адвоката, хоть он и на стороне подзащитного, но его интерес в гонораре, и чем дело хуже, тем больше работы и больше оплата. У нас ограниченные ресурсы, и мы не берем денег за работу, предприниматель платит ежегодный минимальный взнос за членство в организации. Поэтому быстро оказать эффективную помощь в наших интересах. А мешает низкая информированность, сложившиеся представления о предпринимательстве, непродуманность последствий принимаемых решений. Многие живут старыми представлениями о конкуренции, рынке, продажах и т.д., когда в бизнесе уже все давно поменялось. Например, бесполезно надеяться на инициативу крупного инвестора, он прагматичен и придет только туда, где уже высокий уровень локализации поставки комплектующих соответствующих характеристик. Политическая воля помогать бизнесу сегодня есть во всех регионах и муниципалитетах, вопрос в комфорте ведения хозяйственной деятельности, а уровней оценки комфортности достаточно много. Для понимания, объем российского рынка станкостроения оценивается в два миллиарда долларов ежегодно, доля отечественных поставок не превышает двести миллионов долларов, огромный потенциал для роста. Но даже при таких раскладах и государственном протекционизме региональные производители станков испытывают трудности даже со сбытом. Значит, кто-то мешает или недостаточно помогает. Говорят, мешает кризисная ситуация, она же помогает. Я считаю надо работать.
- То есть конкретных названий вы не приведете?
- А что вы хотите, конкретных имен? Сейчас кризисный период, все структуры пытаются падение доходов переложить на плечи граждан или предпринимателей. Это очень сказывается: когда у предпринимателя не покупают товар, он разоряется. А когда у организации, которая сидит на потоке, не покупают услугу, она повышает стоимость и пытается перезаключить действующие договоры. Сегодня предпринимателям мешает много факторов. Бизнес находится в нестабильном правовом поле. Невозможно прийти и четко понять, сколько необходимо процедур для того или иного действия, на первом этапе существуют радужные представления. Потом представления меняются, и у предпринимателя одни проклятья. Это говорит о том, что предприниматель был изначально не готов, не осознавал риски и не знал единственную правильную дорогу. Мне, например, сейчас импонирует деятельность Агентства инвестиционного развития города Челябинска. Оно создано в декабре, пока там небольшой поток предпринимателей, это позволяет оказывать услуги в рамках «одного окна». Я разговаривал с одним из первых обратившихся, до этого он не мог оформить документы в ресурсной организации в течение двух лет, сталкиваясь с трудностями и «заворачиваниями», после обращения вопрос решился за неделю, через две уже работал.
- Что еще можно было бы предпринять для развития бизнеса?
- Это очень большая тема. Наиболее перспективной и востребованной для производственного бизнеса будет совместная работа по развитию региональных кооперационных связей. В последнее время ей уделяется повышенное внимание, тем более, научный и технический потенциал региона давно нуждается в системных интеграторах, способных выстраивать сложные технологические цепочки, опираясь на компетенции региональных производителей. Успех подобной деятельности зависит от погружения в каждый процесс. Например, любой бизнес-проект начинается с подготовки технического задания, и тут заказчику важна возможность опереться на научные знания о технологическом потенциале региональной промышленности, чтобы не закладывать в проект иностранное оборудование. Необходим единый номенклатурный справочник продукции, благодаря которому всегда можно подобрать местные аналоги. Не секрет, что заложенные в проект техусловия ТУ на товар подразумевают поставку продукции только конкретного правообладателя, при том, что региональные производители аналогичной продукции под страхом нарушения норм антимонопольного законодательства не могут использовать чужую интеллектуальную собственность. Выстраивание кооперационных цепочек невозможно без единой программной среды, наподобие PDM-системы, других систем информационного моделирования, требующих от всех участников значительных вложений в программное обеспечение. И последнее. Процесс создания технологической витрины региона, а именно выставки промышленных инноваций «Пропуск», должен опираться исключительно на региональные технологические решения и компетенции, поэтому участие регионального бизнеса должно стать приоритетным. Значит и доработка региональной программы поддержки предпринимательства и дорожных карт под эти цели необходимо ускорить.
Есть много важных моментов, которым нужно уделять больше внимания. Например, развитие дизайна промышленной направленности, это волшебный ключик к промышленному подъему, повышению конкуренции и созданию высокодоходной отрасли включающей в себя десятки новых знаний и перспективных профессий. Многие производственники страдают из-за недоступности качественного подхода. Даже в вопросе подготовки требований технического задания на дизайн изделия такое количество подводных камней и нюансов, что не трудно заблудиться. Нужно создавать центр компетенций в вопросах промышленного дизайна.
- Как вы думаете, у нас будет построен такой центр?
- Раз есть частная инициатива и компанией приобретена земля в Ленинском районе города под эти цели, думаю, построен будет. Про сроки не скажу, но если АИР города возьмет на сопровождение – то быстро.