Valar Dohaeris

Главы муниципалитетов нечасто объявляют добровольно о своём уходе с должности, о прекращении карьеры публичного политика.
Valar Dohaeris*
Чаще всего «отречение» носит добровольно-вынужденный характер под давлением местных элит и региональной власти, а то и вовсе случается так, что мэр города N дрожащей рукой выводит «я устал и ухожу» в камере под диктовку силовиков.
На этом фоне и на фоне многих откровенно цепляющихся этим летом любыми способами за собственное выживание глав муниципалитетов заявление главы Озёрска Александра Калинина о том, что он завершает карьеру добровольно и по состоянию здоровья само по себе событие нерядовое, довольно яркое. А с учётом реального веса и статуса ньюсмейкера в ЗАТО и на региональном уровне и подавно.

Обращает на себя внимание и то, что первыми новость сообщили не местные СМИ, а медиа региональные – одно из ведущих интернет-изданий Южного Урала http://www.znak.com/chel/news/2015-07-21/1043154.html. На областном уровне активно идёт и обсуждение озвученного решения http://ura.ru/articles/1036265406.

Рассуждать с «умным» видом о том, насколько усталость и возраст, состояние здоровья и желание по вечерам и на выходных быть дома, с родными и близкими являются единственными и главными мотивами для главы ОГО, будучи весьма далеким от более чем закрытой и непубличной озёрской политики, само по себе есть глупость. Как и о том, кто может и должен его сменить, лучше оставить самим озерчанам и местным медиа – они больше в теме и сейчас, сегодня им, наверное, и в силу человеческой природы это гораздо интереснее.

Собственно едва ли стоит говорить о том, были ли Калинин идеальным, никогда не ошибавшимся и добившимся реализации всех намеченных им пять лет назад целей. Пожалуй, руководителю любого муниципалитета сегодня можно предъявить как минимум не меньше, чем мэру Озёрска, а, например, жители Карабаша, Верхнего Уфалея и Чебаркуля вообще не поняли бы язвительных комментариев и даже злорадства части жителей ЗАТО.

Всё, как говорится, познаётся в сравнении.

Для начала отойдём подальше от КПП и взглянем на ситуацию в Озёрске издали и в сравнении с муниципалитетами региона.
Безусловно, на фоне подавляющего большинства городов и районов «сороковка» выглядит более чем благополучно. Полностью управляемое и зачищенное политическое поле при том, что в Озёрске сохранена среда для дискуссий и в отличие от Трёхгорного и Снежинска здесь никто не зажимал прессу и общественность, не гнобил пресловутую свободу слова и прочий плюрализм мнений. Мэрия и политические элиты Озёрска все эти пять лет не давали расколоть город, превратить его в раздираемую внутренними конфликтами точку на карте. Да, подмораживали и сушили «игру», но по стилю управления Калинин был скорее Андроповым, чем Лаврентием Палычем – собственно, поэтому в самой «запретке» его сегодня так свободно и безнаказанно «пинают».
Все последние пять лет в Озёрске очень медленно, но всё же улучшался инвестиционный и деловой климат: в конце концов те самые федеральные торговые сети понемногу заходят в ЗАТО и не факт, что при другом градоначальнике они появились бы быстрей, чем в минувшую пятилетку.В сегодняшних реалиях не «злобная» воля местной власти, а жёсткие ограничения и правила игры федерального законодательства отваживают иногородний частный бизнес от таких городов как Озёрск. И таки да - «почему-то» именно консервативный и медленно меняющийся Озёрск оказался в этом году куда лучше более продвинутых на Урале и за его пределами «запреток» готов к внедрению территории опережающего развития на своей земле. Странно, не правда ли?
На самом деле, никакого противоречия, особой загадки тут нет. Точнее, не так – вероятно, загадкой подобная готовность к переменам остаётся только для критиков местной власти в самом «закрытом» городе.

Наконец, ЖКХ. Да, Калинину, уходящему депутатскому корпусу и многочисленным ситикам не удалось решить проблему колоссального долга МППКХ к «Фортуму». Тем не менее, «сороковка» не свалилась в яму бесконечных аварий, ЧП и техногенных катастроф в коммунальной сфере.  Скорее, ситуация не изменилась никак.

Собственно, пожалуй, в этой последней фразе и заключена главная, настоящая претензия озерчан к Калинину и его пятилетке, и вот тут давайте остановимся поподробней. Не чтобы оправдать (вряд ли проживший больше шести десятков лет руководитель и офицер нуждается в «адвокатах» и оправданиях), а чтобы понять и переоценить заново роль уходящего мэра и то место, которое достанется ему в истории ЗАТО Озёрск и Челябинской области.

Но сначала немного ликбеза. «Страшная тайна» заключается в том, что по-настоящему любым ЗАТО управляют, руководят не политики, бизнесмены и медиа, а всего две системообразующие силы: госкорпорация «Росатом», представленная на каждой территории с особым административным статусом предприятием присутствия, и спецслужбы по большей части в лице Федеральной службы безопасности. Последние влияют всяко и разно в соответствии с поставленными задачами и расстановкой сил в Москве и в самом ЗАТО. Важней другое – как правило, их влияние куда менее очевидно, публично и находится немного в тени атомщиков.
В раздираемом «богатырскими» игрищами Озёрске едва ли не впервые за 25-30 лет новейшей истории всех ЗАТО спецслужбы выступили ведущей и решающей силой наведения порядка. Буквально оттащили потерявший пять лет в скандалах, склоках и безостановочной, зато весьма дерьмократичной по форме грызне всех со всеми муниципалитет от края пропасти. От перспективы постепенно закрытия предприятия, снятия периметра. И – гибели ЗАТО Озёрск со всеми его очаровательными прибамбахами вроде театров, творческих студий, фотосушек и прочего, и прочего. Потому что во многом ещё по ментальности советский, в лучшем смысле этого слова, город просто не выжил бы при том уровне финансирования культуры, образования и медицины, который есть, например, в том же Кыштыме, не говоря уже про Касли или Уфалей.

Человеческая память редко хранит эмоции и ощущения больше 2-3 лет. Потому страдающим сегодня по «богатырским» временам озерчанам стоит отмотать социальные сети, форумы и комменты на сайтах на 5-8 лет назад и заново перечитать, как им тогда было стыдно и «весело», как им было больно и как хотелось чего-то «поскучней».

Поэтому пять лет назад от Калинина ждали сначала наведения порядка, потом рывка вперёд.

Почему же случилось только первое? Почему второго теперь ждут от новых властей и громко укоряют действующего главу ОГО за многолетнее отставание от вечного побратима-конкурента Снежинска в плане экономического развития, уровне благополучия и благоустройства?!

Что ж, вернёмся мысленно в лето и осень 2012 года и снова почитаем озёрские сайты и форумы, региональные медиа и потолкаемся в неприметных кабинетах на Цвиллинга, 27.

Озёрская власть работала нормально всего год, так что едва успели навести порядок. «Нормально» – это когда мэр представлял силовой блок, а глава администрации предприятие присутствия «Росатома». Потом «козлов» пустили в ядерный огород. Это я про граждан Цыбко и Юревича, а с ними и «всю королевскую рать».

Трофимчука сменил будущий подследственный и подсудимый Тарасов и понесло… Кстати, Тарасова пустил не Калинин – сейчас об этом как-то уже неполиткорректно вспоминать: у него просто не было таких рычагов воздействия на руководство ФГУП ПО «Маяк», лично на Сергея Баранова. Это его личная сделка с дьяволами и «козлами» сделала возможным в реале Тарасова и в потенциале Шейна.

Теперь перенесёмся на год вперёд. После ареста Тарасова «фантомас» на Цвиллинга, 27 разбушевался и потребовал от Калинина и от местных депутатов полной покорности: предложил им «коня» в качестве ситика. Это я про гражданина Шейна, не к ночи он будь помянут. То есть если кто забыл, выбор был прост предельно: полная сдача «сороковки» людям Цыбко и Юревича или война насмерть с губернатором, со всей областной властью без компромиссов и договорняков.

А война с губернатором, если кто не в курсе, это всегда бюджетная, финансовая блокада. Противостояние же с Юревичем – это ещё и неизбежные мощные информационные атаки: дискредитация и обливание грязью муниципалитета, его руководителей перед любыми потенциальными инвесторами; удар по бренду, по репутации.

Стоит напомнить сегодня с горькой иронией многим нынешним критикам Александра Калинина, как они с упоением, зачастую с шакозакидательскими настроениями, но по сути (не по форме!) правильно, разумно требовали, просили мэрию и депутатов о войне: писали, говорили, что готовы вытерпеть и выдержать любые атаки, какие угодно финансовые лишения, но не унизиться и не искупаться самим и не искупать родной город в грязи и в шейне.

Так и поступил, собственно, Александр Калинин – глава ОГО. Сохранил город и его честь, обменяв их на планы на рывок и надежды на деловой, инвестиционный и потребительский рост.

С сентября 2012 по январь 2014 года Озёрск и его власти находились по сути в режиме тотального прессинга по всем направлениям. Выжили, выдержали и в итоге избавились даже от тени Цыбко и цыбковщины у порога родного города.

Из отведённых Калинину пяти лет по-настоящему «мирными» были в лучшем случае год-полтора. Всё остальное время – скрытая и явная борьба за самостоятельность Озёрска: чтобы его родной город не трогали и оставили в покое.

И не надо мысленно возражать про то, что «они сами Цыбко пиарили и продвигали». Любой мэр работает в Системе. И я посмотрел бы на то, как Система поступила бы с нынешними «смелыми» критиками позиции озёрских властей в 2010-12 гг., если бы они тогда «отважно» дали согласованному и утверждённому с федеральными органами ЕР Цыбко от ворот поворот. «Война» с Москвой – это не мелкие бои с окрестными губернаторами.

Судьба вычеркнула из жизни Озёрска примерно десять лет. Наверняка в этих событиях есть и доля вины уходящего мэра, но едва ли она решающая, даже значимая. Не он определял политический и экономический вектор на ФГУП ПО «Маяк», влиял на назначение его директоров и уж точно не Калинин «осчастливил» регион юревичами.

Пока Озёрск – атакованный первым – держал удар, Снежинск и Трёхгорный развивались и бесконфликтно работали. У них не было «богатырских игрищ» и к ним не успел перелезть через забор сенатор-конь. Но не потому что эти города «сдались»: просто они были следующими на очереди.

Были ли возможны в таких условиях рывок, прорыв – думаю, вопрос риторический. Можно было лишь сохранить или потерять возможность, право самим распоряжаться своей судьбой, будущим. Собственно, это и сохранил, отстоял для Озёрска Александр Калинин. И едва ли кто-то на его месте был способен сделать хотя бы тоже самое и просто уцелеть в политике и на посту главы муниципалитета.

Озёрску повезло, что эти пять лет его возглавлял «недоговорной», негибкий «консерватор» и «совок» Калинин, а не ушлый и пронырливый бизнесмэр или исполнительный манагер без своего мнения, ресурсов, опыта и чести. А вот Калинину «не повезло» принять на себя удар, а потом и все его последствия.

Ему вообще хронически не везло даже в трагической ситуации с Фёдоровым и потом в безысходно-патовой с Качаном. А он просто делал то что должен, а дальше - будь что будет. Мне почему-то издали это видится именно так. Многие озерчане сегодня и до поры со мной не согласятся, понимаю.

Пожалуй, только в самом конце, когда едва ли что-то можно было изменить и переиначить, мэру «сороковки» повезло по-настоящему и губернатором региона стал мужик-металлург Дубровский, а директором ФГУП ПО «Маяк» другой мужик-ядерщик Похлебаев.
Благодаря этому у Калинина появилась возможность уйти непобеждённым, несломленным и оставить город снова на перекрёстке, перед выбором дальнейшего пути. Но выбирать Озёрск и озерчане будут самостоятельно. Благодаря «нелюбимому» многими из низ градоначальнику. Благодаря его «консерватизму», умению перетерпеть, выждать момент и ювелирно использовать даже полушанс, полувозможность.

Собственно, именно таким он, Александр Калинин, через 10-15-20 лет войдёт в историю города и Южного Урала. Когда уйдёт в прошлое вся пена и всё откровенно сиюминутное. Мэр, который отстоял родной город. Мэр, который сказал: «Нет!» Юревичу и остановил его. Мэр, которому судьба не дала созидать, но который не дал ничего разрушить.
Пожалуй, не худшая судьба для человека, чьим девизом могли бы стать весьма известные по одной неглупой книжке слова: valar dohaeris. И он все эти пять лет служил родному городу и стране честно и до конца. Его преемникам остаётся быть лишь достойным его и реализовать шанс, возможность, которые он подарил им и оставил в качестве своего главного наследства.