Управляемое самоуправление. Крик души мэра...

Вчера целый ряд СМИ опубликовал материалы о новом рейтинге южноуральских мэров, рассчитанном администрацией губернатора области...
Управляемое самоуправление. Крик души мэра...*
1.jpg

"Знак", "Ура.ру" и "Новый регион" подают информацию в общем ключе: мол, этот рейтинг обозначает степень эффективности мэров территорий, доверия к ним населения и является основанием для принятия выводов о возможности будущей работы тех или иных глав.
Более того, идет речь о том, чтобы назначать спецпредставителей губернатора, которые будут курировать распределение средств, поступающих из областного бюджета (а они по факту сейчас составляют большую долю бюджетов городов и районов).

Я бы не стал обращать особого внимания на этот факт, понимая условность и ангажированность подобных "соцзамеров", тем более что методика "опроса" непрозрачна и имеющаяся информация не позволяет оценить объективность исследования, если бы не один факт - не все главы согласились на роль бессловесных "мальчиков для битья"...

В частности, "антилидер" рейтинга, мэр Чебаркуля А.Орлов в своем ФБ ответил развернуто и предельно резко, интерпретировав по своему причину появления данного мессиджа:

"Что ж, технологов штаба господина Дубровского понять можно - вялотекущая кампания обещает вылиться в такие же вялые выборы с проблемной явкой. И, поскольку, врагов внутри губернаторской гонки найти не получится (там они и не предполагались, там все выжжено федеральным законодательством и сговором региональной элиты), а бороться против чего-то нужно - то вот оно, почти верное решение. Главы. Проблемные. С высоким антирейтингом, кем-то там подсчитанным и кем-то проанализированным".

Однако на политических мотивах г-н Орлов решил не останавливаться и пошел дальше, изложив свое видение проблемы местного самоуправления как такового:

"Первое. Господа технологи - вы пытаетесь собрать урожай там, где ничего не посажено. Открою вам тайну, раскрытую мной примерно через год работы в должности мэра - в России нет местного самоуправления. Его нет в принципе. Потому, что местное самоуправление, это когда община не просто выбирает себе бюрократию. Механизмы местного самоуправления намного сложнее и даже, если хотите сакральнее того, что может наблюдать любой россиянин.
Второе. Обратите внимания, господа источники из областной администрации, что в аутсайдерах рейтинга - маленькие депрессивные территории, до которых ни у кого из вас не доходят руки в межвыборный период. Это те территории, где часты коммуникации между жителями, где традиционно повышены ожидания и традиционно же скудны бюджеты. И где у глав нет возможности тратить на свой пиар и тысячную часть тех денег, что вы вливаете в своей работе.
Третье. С нетерпением жду спецпредставителя, который будет "курировать в городе распределение областных средств".
Жду в том смысле, что вместе с этим спецпредставителем, по логике, должны появиться и сами "областные средства" - иначе бедняге нечем будет заняться. Ради средств из областного бюджета, ушедших не в какой-нибудь там Миасс или Магнитогорск, а в Чебаркуль, я готов выделить этому человеку хороший кабинет".


И завершается все следующим выводом:

"Мне-то, в общем-то уже почти все равно, но жалко тех глав, кто намерен "мэрствовать" в такой вот системе кривых зеркал и после 2015 года. В системе, когда с главами разговаривают словно с подчиненными. Когда правоохранители всегда готовы подставить свое суровое плечо для разрешения политических разборок и когда "держи вора" громче всех кричит вор. Когда предлагается надувать рейтинг, обманывая людей, и это выдается за доблесть. Когда с одной стороны этих людей презирают и держат на голодном пайке, а перед выборами, вдруг начинается лихорадка заботы. Когда прикармливаются СМИ и в нужный момент из любого градоначальника можно в неделю вылепить мерзавца".

Оставим в стороне вполне объяснимую эмоциональность Андрея Викторовича и попробуем разобраться в сути сказанного.

Действительно, самоуправления, как свободы принятия решений местного сообщества, у нас нет. По многим причинам: и вследствие низкой активности самого населения и искусственной (а порой естественной) дотационности территорий и соответственно зависимости их от областного бюджета, а также по другим причинам, в том числе вследствие политической монополии и отсутствия конкуренции как таковой.

И действительно (по этим в том числе причинам), мало кого сейчас интересует исход сентябрьских "выборов" губернатора области кроме тех, кто имеет к ним самое непосредственное отношение "по должности" и отвечает за их вполне предсказуемый результат.
Реакция же "электората" характеризуется двумя определениями - отчужденностью и равнодушием.
Естественно, имеет под собой основание и мысль о некоем "сером пиаре", когда создаются определенные информационные поводы для оживления политического пейзажа с целью активизации избирателей и повышения степени узнаваемости и рейтинга основного кандидата, представляемого в виде реформатора и радетеля за интересы простых людей.

Теперь о "депрессивных территориях". Действительно, уровень недоверия коррелируется с экономической устойчивостью, но отнюдь не всегда. Как можно заметить, в числе аутсайдеров оказались и вполне на первый взгляд экономически "благополучные" территории типа Озерска и Трехгорного.

2.jpg

С другой стороны, возникают вопросы по уровню доверия к главам других территорий, к примеру Челябинска и Троицка, ибо не так давно (в мае) были опубликованы результаты подобного же, но интерактивного опроса, которые порой довольно сильно расходятся с новым рейтингом.

3.jpg

К примеру по Челябинску - из 1617 проголосовавших только 2,7% выразили свое доверие главе, а в моем Троицке этот процент составил и того меньше - 1,8.
Что же должно было произойти, чтобы рейтинг челябинской власти подпрыгнул за прошедшее время на 55,1%, а недавно назначенного, малознакомого и пока (?) тоже еще не выбранного главы Троицка - на 40,6? И как производился социологический замер?
Ответ напрашивается сам собой, как вы понимаете.

По поводу "спецпредставителей". Вполне верю, что с появлением подобных "финансовых комиссаров" территориям будут выделены определенный дополнительные ресурсы. Это будет именно в русле политики "рыночного большевизма", когда лояльность и исполнительность формально независимой муниципальной власти становится залогом финансовой благосклонности области.
Хорошо помню, как уже бывший мэр Троицка В.Щекотов, ныне ожидающий суда (!!!), на встрече с избирателями перед выборами президента и Думы рефреном повторял мысль о том, что результаты голосования в городе будут напрямую влиять на объемы субсидий в бюджет города.
И обратный пример - когда в свое время к власти в городе неожиданно пришел М.Синеок, победивший в противостоянии с тем же "лояльным" Щекотовым, город стал испытывать проблемы с помощью и субсидированием, не говоря уже о каких-то дополнительных, "целевых" ресурсах.
Только вот даже никакие спецпредставители не помогут решить проблему дотационности и отсутствия ресурсов для развития городов и районов, ибо этих ресурсов сейчас просто нет от слова "совсем" и зияющая дыра в областном бюджете будет диктовать не политику инвестирования, а совсем наоборот - курс на выживание и "оптимизацию", суть которой нам всем хорошо понятна.

И последнее. Мне не жалко тех, кто будет "мэрствовать" в таких условиях, когда местная власть теряет последние крохи возможностей хоть как-то влиять на перспективы своих территорий.
Мне жалко нас, жителей городов и районов, особенно малых, которые на своей шкуре вскоре еще более ощутят прелести "вертикальной демократии", которая настойчиво и последовательно внедряется в политическую практику страны уже довольно давно.

Ну что поделать, таков наш вертикально интегрированный холдинг "Россия".И мы в нем живем. Пока...