Трагедия в Кемерово укрепила президента страны в двух давно зревших у него в отношении российских регионов и того, как ими нужно управлять, убеждениях

04.04.2018 14:18
Автор: Dmitry Chudinovskikh
Убеждение 1. В регионах - пусто, выросла капуста. В кадровом смысле пусто. Всех более заметных рекрутировали в прошлую волну призыва и большинство из них себя не оправдало. Часть сбежала, часть посажена. Жалкие вменяемые остатки в губернаторы не хотят ни за какие коврижки. Тем более известно, куда эти коврижки приводят, а без коврижек исполнять все равно не получится. Поэтому полагаться можно только на своих самых близких, матерых, проверенных, со своей скамейкой цивилевых в три ряда.
Трагедия в Кемерово укрепила президента страны в двух давно зревших у него в отношении российских регионов и того, как ими нужно управлять, убеждениях*
Убеждение 2. Права была председатель месткома из фильма «Афоня»: «Это энергичный танец». В том смысле, что хватит там всяким вайно-кириенко задумчиво топтаться на месте, много думать и антимонии разводить. Все политесы все равно не спляшешь и антимонии не разведешь. Все и так понятно, башням, единственной реальной силе в стране, пора действовать.

Досидевший до «Зимней вишни» Тулеев стал спусковым крючком для старта реализации новой позднепутинской концепции управления российскими регионами, вызревшей на этих убеждениях.
Не случись трагедии и возможно данная управленческая «реформа» стартовала бы на пару месяцев позже, в более мягком виде и в вялом темпе исполнения. Но теперь острие знаменитого президентского качества, выраженного фразой «мочить в сортире», будет сосредоточено как раз на этой теме.

Предводители путинских «башен» также во всеоружии. У них как раз голод разыгрался – охотничью стойку в сторону субъектов они еще несколько месяцев назад приняли. Каждый готов сгрызть регион-другой-третий.
Нести ответственность лично перед президентом, в отличие от этих мелкотравчатых недоразумений, называемых региональными политиками, они привыкли. Они это знают, а главное они это умеют: даже если где-то что-то снова случится, то с ними, матерыми, можно быть уверенными в том, что любое отклонение будет быстро перековано в очередной успех и крупный бизнес.

Итак, ближайшие год-два регионы будут активно отдаваться по контроль путинским «башням». В итоге каждая сформирует свой улус. Не обязательно объединенный территориально, но обязательно внушительный, многоукладный и многонациональный.
Башня без улуса теперь и башней считаться не будет.

Вне сомнений, что и башни, и регионы в большинстве случаев потеряют больше чем приобретут. Иначе при таких насаждаемых сверху схемах не бывает. Но в начале все-таки ожидается цветочно-конфетный этап отношений на основе которого в отдельных российских провинциях может даже случится что-то похожее на ренессанс общественно-политической жизни. Местами может произойдет реальное вливание олигархического капитала в региональную экономику.
Как-то так.

В этой истории есть один очень серьезный риск. Все эти башни с улусами – фактически квази-государства. Ближайшие шесть+ лет президентства Путина дадут им время срастись с полученными территориями, осознать их своей собственностью, нагулять новые аппетиты. А когда придет время узнать имя нового лидера страны вдруг окажется, что улусы с башнями обладают тем набором компетенций, которых не хватило российским регионам в начале 1990-х, когда внутри страны было предложено брать столько полномочий, сколько кто сможет. Каждая башня-улус будет способна сохранить экономику, сформировать полноценные правительства со всем спектром компетенций, оформить международные отношения на основе имеющихся у нее внешних связей и так далее. Кроме набора компетенций будет еще и драйвер в виде многолетних конкуренции и взаимного неприятия друг друга, на фоне которых вражда Ельцина с Горбачевым будет просто цветочком…