Озеленение - проблемы и решения

22.05.2018 16:05
Автор: Андрей Минченко
Итак, основные итоги круглого стола комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Челябинской области от 11 мая по первому вопросу - озеленению Челябинска.
Озеленение - проблемы и решения*
не наше

ХОРОШИЕ НОВОСТИ:
1) В 2018 году в Челябинске будет высажено 5000 деревьев (в 2017 - 4000).
2) Администрация города в 2018 году отказывается от 1-2-летних саженцев, будут высаживаться более взрослые деревья.
3) Подрядчики дают двухлетнюю гарантию на приживаемость саженцев.
4) При высадке деревьев будут сделаны акценты на гостевые маршруты в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС.
5) Инвентаризация зеленых насаждений в Челябинске начата в 2017 (проинвентаризированы парки и скверы), будет продолжена в текущем году (придорожные территории) и завершится в 2019 (дворы).
6) Согласно информации от Управлении экологии и природопользования г.Челябинска, обрезка стволов деревьев ниже уровня 7 метров впредь не будет производиться.

ПРОБЛЕМЫ ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ:
В целом, за десятки лет накоплен серьезный пласт взаимосвязанных противоречий, когда все причастные ведомства вроде бы всё делают правильно, согласно полномочиям, закону и регламентам, однако ситуация выправляется крайне медленно. Для поиска решений пришлось детально изучить действующие правила и инструкции - всё не просто, поэтому извиняюсь за лонгрид.
Ключевые проблемы следующие:

1) Дефицит и бесконтрольность земель.
Свободных земель, под которыми нет коммуникаций, и которые пригодны для высадки деревьев, в центре Челябинска очень мало.
Эти земли известны только Комитету по градостроительству и архитектуре г.Челябинска, информация выдается только по запросам относительно конкретных территорий, и в сводном виде она нигде не размещена.
Распоряжение этими землями и зелеными насаждениями на них производится, по факту, без какого-либо общественного контроля. Механизм общественных слушаний создаёт лишь видимость такового.

2) Вырубки разрешены.
К мораторию на вырубку зеленых насаждений пока прийти не удалось - депутаты Городской думы, по факту, ещё не выполнили соответствующее поручение губернатора Бориса Дубровского.
Новые правила охраны и содержания зеленых насаждений в г.Челябинске, принятые ими в декабре 2017, по-прежнему разрешают снос деревьев при точечной застройке, при обустройстве входных групп и парковок, установке киосков и т.п. У Управления экологии и природопользования г.Челябинска, как и раньше, нет оснований для отказа в таких случаях. Поэтому скандальные рубки продолжаются, а суды оправдывают такие действия - всё по закону.

3) Регламенты озеленения “скрыто” не соблюдаются.
Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ (1999г.) и Инструкция по созданию и содержанию зеленых насаждений в городе Челябинске (2004г.), дополненные соответствующими ГОСТами, - это весьма подробные и качественные документы. Однако они рассчитаны на применение компетентными и ответственными профессионалами, работающими на совесть. 
Согласно этим правилам, условия посадки саженцев, порядок ухода за растениями и способы обрезки взрослых деревьев выбираются на основании ряда сложных критериев, химических анализов, компетентной экспертной оценки.
По факту, серьезных предварительных оценок не проводится, техзадания конкурсов на работы по озеленению не конкретизируются в части требуемых технологий. Поэтому работы подрядчиками выполняются по самому наидешевейшему варианту. А принимаются эти работы районными администрациями, где в штате вообще не предусмотрено компетентных специалистов по озеленению.
Именно поэтому, в частности, все деревья в Челябинске обрезаются только под 3-7 метровые пни, хотя существуют и должны применяться совсем другие виды обрезки - санитарные и формовочные.
А сама обрезка под голый обрубленый ствол - это лишь один из видов омолаживающей обрезки, который надлежит применять в последнюю очередь, когда другие возможности исчерпаны. То есть уже после многократной поочередной обрезки самых старых ветвей, выполненной в разные годы, причем не у ствола, а лишь на 1/2-3/4 их длины.
При этом, для усиления жизнеспособности дерева,омолаживающая обрезка должна сопровождаться выкапыванием траншеи вокруг дерева на расстоянии 10 диаметров ствола, шириной 30-40 и глубиной 40-60 см, и внесением туда удобрений и свежего плодородного грунта. Вы вообще видели такое хоть раз в жизни? Я нет.

4) Нет должного контроля за работами по озеленению.
Помимо того, что регламенты озеленения применяются неправильно, по самому дешевому варианту, они даже в этом случае, по факту, слишком часто не выполняются - подрядчики оказываются некомпетентными и недобросовестными.
Качественно проконтролировать их работу некому - нет специалистов. В том числе, нет контроля за проведением скрытых работ - к примеру, достаточная ли выкопана яма, засыпан ли плодородный грунт или просто строительный мусор, внесены ли удобрения и т.д.
Нет прежнего горзеленстроя - его воссоздание сегодня не одобряет антимонопольная служба.
Ни в одном из действующих регламентов при обследовании деревьев перед их сносом или обрезкой, либо при приемке работ, не предусмотрено фотографирование объектов обследования. То есть налицо условия для бесконтрольности решений сотрудников администраций. И это в наше время фотоаппаратов в каждом телефоне.

5) У Челябинска нет единой долгосрочной концепции озеленения.
Все решения - сиюминутные “затыкания дыр”, причем “из того что было”, по остаточному принципу. Поэтому и результат соответствующий.
Системных упущений очень много, в частности:

- эксперты отмечают частую высадку неподходящих пород деревьев в непригодных для них условиях;

- учитывая минимум земель под озеленение в центре, следовало бы с величайшей бережностью ухаживать за каждым деревом на основных улицах - аккуратно подрезать, удобрять и поливать, а не превращать их в обрубки, закатанные в бетон парковок почти вплотную к стволу;

- листва у нас на деревьях - лишь 5 месяцев в году, в остальные 7 месяцев город выглядит серым и унылым. Несомненно, на всех центральных улицах необходимы смешанные посадки - чередуя с лиственными, высаживать вечнозеленые хвойные;

- никто не просчитывает и не публикует объемы высадки деревьев конкретных пород в предстоящие годы, поэтому питомники не готовят соответствующие саженцы. Высаживаем что придется.

6) Деньги, поступающие от застройщиков в качестве компенсации за снос деревьев, не идут на цели озеленения - целевой механизм в действующие регламенты на заложен.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Ответ на этот извечный российский вопрос здесь видится следующий:

1) Нанять и обучить компетентных муниципальных специалистов по озеленению в минимально необходимом количестве - ввести по одной дополнительной штатной единице в районных администрациях города.

2) Выполнить поручение губернатора - ужесточить запреты на вырубку деревьев, хотя бы в центре города.

3) Пересмотреть инструкцию по озеленению, с привлечением профильных научных организаций:

- создать детальные и чёткие алгоритмы, не допускающие субъективных толкований и упрощения технологий;

- предусмотреть фотоотчеты, обеспечивающие исходный и результирующий контроль, а также фиксацию выполнения скрытых работ.

4) Организовать систематический повсеместный общественный контроль со стороны жителей Челябинска за ходом работ по озеленению и за использованием земель, пригодных для озеленения. Для этого необходимо выполнить ряд мероприятий:

- создать и опубликовать единую подробную карту земельных участков, пригодных для высадки деревьев и кустарников;

- на основе обновленных регламентов озеленения создать визуальные технологические карты (инфографику) для распространения среди населения с целью контроля соответствующих работ;

- регулярно заблаговременно информировать жителей о предстоящих работах по озеленению в их микрорайонах.
Пока администрации города и районов не организуют должным образом всю эту работу, её могут взять на себя депутаты, обеспечив надлежащее информирование своих избирателей.

5) Предусмотреть в действующих регламентах целевой механизм, определяющий расходование денег от компенсации за снос деревьев на цели озеленения в том же самом микрорайоне, где был произведен снос, и в ближайшем периоде времени.

6) Обязать управляющие компании составлять паспорта дворовых территорий с разделом по зеленым насаждениям, включая схему их размещения и информацию об их количественных и качественных характеристиках, о требованиях по уходу за ними.

7) Выплачивать муниципальные гранты для поддержки лучших энтузиастов - жителей многоквартирных домов, осуществляющих озеленение и уход за зелеными насаждениями на своих дворовых территориях.

8.) Разработать и принять долгосрочную стратегию озеленения города, определить перспективные объемы требуемых пород деревьев, организовать работу с питомниками.

1.jpg

2.jpg

3.jpg