Эх, Роза, Роза...

Продолжу вчерашний рассказ. Если вы посмотрите на эту карту (подвиньте курсор влево), то увидите справа от карьера поселок Роза. Названный давным-давно в честь Розы Люксембург, он давно превратился просто в Розу, к чему шахтерам лишние формальности?
Эх, Роза, Роза... *
Кстати. Если вы заметили, в прошлом рассказе я употребляла термин "горняк", а сейчас пишу "шахтер". Разберемся в нюансах.

Горняк - человек, работающий на добыче полезных ископаемых открытым или подземным способом; работник горной промышленности, горнорабочий или горный инженер.

Шахтер - человек, добывающий полезные ископаемые из недр земной коры.
То есть каждый шахтер - это в т.ч. и горняк, но не каждый горняк - шахтер!

К чему это я. Да к тому, что несмотря на близость карьера к поселку, жители Розы не работали в карьере, они традиционно добывали уголь в шахтах, под землей. И этих шахт возле Розы целых три, правда, сейчас они выработаны и закрыты. Поэтому на памятнике в центре поселка мы видим именно шахтера, с отбойным молотком.
Тем не менее, именно жители Розы оказались в интересном положении в связи с близостью карьера.

Посмотрите еще раз на карту. Видите, ближе всего к карьеру проходит улица Проходчиков (сорри за тавтологию). Точнее, она там еще недавно проходила. Потому как сейчас всё, что находится левее улицы 50 лет Октября юридически уже не существует.



Поселок для шахтеров выстроили близ разреза больше шестидесяти лет назад, и со временем борта (края) разреза подобралась к строениям вплотную. Тогда почва под поселком «загуляла». Стены домов трескались, рвали электропроводку. Еще в 1991 году строения признали ветхоаварийными. Но о расселении тогда приходилось только мечтать, денег на это не было. Программа переселения людей из аварийного жилфонда в Коркинском районе стартовала в 2008 году. За 2008 и 2009 годы расселили всего 38 семей. В 2010 - 2011 годах в новое жилье уехали сразу 73 семьи. Но ситуация с подвижками земли стала ухудшаться и потребовались кардинальные меры. Судьба розинцев решилась в одночасье. 4 февраля из Москвы в поселок прибыл тогдашний председатель правительство РФ ВВП с командой заместителей. Посмотрев на ситуацию в поселке, он распорядился в кратчайшие сроки расселить Розу, решив квартирный вопрос 3,5 тысячи человек.



Постепенно все жители с улицы Проходчиков и четной стороны ул. 50 лет Октября были переселены в новые дома специально выстроенного для них микрорайона в соседнем городе Копейске. Их дома были разрушены и снесены.



Как говорятся: лес рубят - щепки летят. Переселяли всех, вне зависимости от желания людей и состояния их домов. К примеру, здание, где раньше находилась детская поликлиника выглядит так.



Поликлинику давно выселили, а здание стоит, поскольку в нем располагаются различные учреждения, переселять которые никто не собирается. Ровно напротив, по нечетной стороне улицы, стоит точно такое же здание, в нем до сих пор живут люди.



Граница переселения прошла посередине улицы, дома нечетной стороны хоть и признаны также ветхоаварийными, но считается, что они не находятся в опасной близости от края карьера.



Строились эти дома сразу после войны, страна остро нуждалась в угле, жилье лепили "из того, что было", никакого кирпича и бетона здесь в глаза не видели, деревянная обрешетка, залепленная раствором - вот и весь разговор.



Разработка угля в карьере ведется открытым способом, т.е. породу предварительно взрывают. Да, можно сказать, что взрывы сейчас более-менее щадящие (первый взрыв в карьере был произведен в 1936 году, мощность его была такова, что его зафиксировали все сейсмостанции, ведущие на тот момент наблюдение. Была даже версия о ядерном взрыве. Архивные материалы говорят, что порода при этом вылетала из карьера на высоту 500 метров). Но когда почва под домом ежедневно двигается в течение 60 лет, наверняка это не проходит бесследно для таких примитивных сооружений.



Жители, оставленные в убогих бараках, отчаялись и не знают, к кому им еще обратиться за помощью. Завидев нашу довольно многочисленную группу с фотоаппаратами, они зазывали посмотреть на их житье-бытье.



Ужас, что в XXI веке люди живут без удобств не в самом теплом климате. И если вам кажется, что вы живете "в ужасных условиях" - добро пожаловать в Розу!





Хотелось бы посмотреть на того человека, кто дал такое название управляющей компании!



Но брошенные на произвол судьбы жители неблагоустроенных домов - это только часть проблемы. В снесенной зоне находились разнообразные объекты соцкультбыта - школы, детские сады, почта, библиотеки. Фонды библиотек вывезли в неприспособленное для книг помещение, но другого выхода нет.



За прошедшие 3-4 года борта карьера были укреплены, ежедневный мониторинг показал, что граница опасной зоны не только не продвигается вглубь поселка, но и отошла обратно в сторону карьера на 150 метров. В этой зоне оставлены две школы и детский сад - и не потому, что жители не опасаются за безопасность детей. Перспективы поселка туманны - и в такой ситуации никто не даст денег на постройку новых школ, деньги не выделяют даже для ремонта существующих. А выбросить на улицу 800-1000 детей у местных властей не поднимается рука.



Кстати, главу поселкового совета куда больше волнует здание возле одной из школ - владелец отказывается его сносить, а ученики радостно устраивают квесты, не задумываясь провалится под ними пол или рухнет какая конструкция сооружения.



Сейчас говорят о том, что не стоило сносить все дома без разбору, часть из них была куда лучше тех, в которых живут люди по нечетной стороне улицы. Мы заметили, что в оставленных в зоне отселения домах горит свет - оказалось, что владельцы нежилых помещений никакому переселению не подлежат. И вообще, государству до частного бизнеса нет никакого дела, хотя всем понятно какой уж там бизнес среди бурьяна и руин. Хотя некоторые отчаянные оптимисты продолжают свою деятельность.



В той же зоне находится поселковая пожарная часть - оставлена по тем же причинам, что и школы.



Разумеется, у меня нет готового решения проблем жителей поселка, но почему-то мне кажется, что отбросив показуху (например, переселенцам давали готовые, полностью отремонтированные квартиры, оборудованные кухонными гарнитурами) и попытавшись реально помочь жителям злополучных домов (не так-то их много, этих домов) можно было бы снять социальную напряженность. Но нам упорно долбят в головы о неразрешимых проблемах розинцев, уводя в сторону от экологических проблем, грозящих Челябинску и прилегающим территориям строительством Томинского ГОКа. В частности, результатом деятельности Томинского горнообогатительного комбината в Челябинской области может стать исчезновение Шершневского водохранилища, снабжающего питьевой водой областной центр с населением свыше 1 млн и окрестные населенные пункты.