Что ждёт Челябинск театральный '16-17: Челябинский театр драмы (часть первая)

Следующий разговор о том, что ждет Челябинск театральный в ближайшем году, получился большим, даже слишком – он физически не помещается в одной записи. Однако, мне кажется, что все в этом интервью важно, интересно, а в чем-то даже ново. В итоге буду публиковать его в три приёма.
Что ждёт Челябинск театральный '16-17: Челябинский театр драмы (часть первая)*
не наше
Итак, Челябинский театр драмы,
на вопросы ответила Елена Петрова, директор театра:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:

– Сейчас у вас в театре идут репетиции спектакля «Бал воров» Жан Ануй, режиссер-постановщик – Николай Покотыло, художник-постановщик, - по костюмам – Сергей Александров. Премьера 30 сентября. Расскажите об этом спектакле: почему этот материал, как формировалась постановочная группа?

– Николай Покотыло ранее ставил у нас два детских спектакля: «Кот в сапогах» и «Летучий корабль». Я считаю, обе сказки удачные. «Летучий корабль» я люблю чуть больше, если честно, а «Кот в сапогах» получился очень красивым, ко всему прочему как раз благодаря Сергею Анатольевичу. И мы решили дать попробовать режиссеру сделать спектакль на взрослого зрителя. Он режиссер музыкального театра, и ему была поставлена соответствующая задача. Николай предложил несколько пьес, и мы остановились на этом материале. А художник-постановщик – имея у себя в театре такого профессионала и не воспользоваться этим грешно.

– Расскажите об участии в спектакле Владимира Селиванова из «Реальных пацанов» и «Comedy club»?

– Да, в этом спектакле возможно участие актера Владимира Селиванова, всем известного по сериалу «Реальные пацаны». Он не профессиональный театральный актер. Что из этого получится – пока не знаем. Он в себе уверен, посмотрим. Мы не ставили себе задачей пригласить звезду для участия в спектакле. Владимир сам пришел и сказал, что хочет попробовать себя в театре, в новом амплуа. Мы согласились. Он часто бывает в Челябинске, любит наш город, у него здесь много друзей. Сейчас он репетирует в «Бале воров». Спектакль имеет двойной состав. Он был полностью на «застольном периоде», сейчас улетел на съемки, должен вернуться 20-го числа. Если все получится, то он выйдет в одном из премьерных показов. Если нет, то мы увидим его позже.

– Мое мнение – это жесть. И когда я услышал такую новость, то сначала просто не поверил. Подумал, что это хохма. На этом вообще все разговоры про статус «академического театра» просто обнуляются. Сейчас если вбить в поисковике «Челябинский театр драмы», то появляется фото Владимира Селиванова, «Реальные пацаны», «ТНТ» и так далее. Если цель, чтобы о театре больше говорили – да. Но сейчас это прямая ассоциация не с театром. Можно смело разместить на Драме логотип «ТНТ», на какое-то время.

– Никита, на самом деле мы сейчас вообще не можем ни о чем говорить с вами по этому поводу. А вдруг он замечательный актер? Мы ведь не ставим спектакль на Вову Селиванова. Пока он на сцену нашего театра не вышел. И если это будет плохо, то и не выйдет. И он об этом знает. А вдруг он гениальный актер? Первая реакция у меня была такая же, как у вас.


– И… что заставило ее измениться?

– В жизни он такой интеллигентный парень, очень вежливый, спокойный. И, наверное, нужно понимать, что то, что мы видим на экране, это только роль, образ.

Если получится у него – замечательно. Не получится… значит, нет. Мы не планировали выносить эту информацию до премьеры, если честно.

– В одном из недавних интервью вы говорили, что следующая премьера – это «Шинель» по повести Николая Гоголя. Режиссер-постановщик?

– Денис Хуснияров, Санкт-Петербург.

– В этом же интервью вы сказали, что в течение года к вам приедет несколько режиссеров, в том числе в рамках поиска нового главного режиссера. Это как раз тот случай?

– Как мы говорили с труппой театра, главный режиссер придет в театр только через постановку. Я не могу сказать, что в этом сезоне мы кого-то конкретно имеем в виду и смотрим на него с уверенностью (из тех, кто будет ставить спектакли). Если получится в этом году, в следующем – прекрасно. Я считают, что придут молодые режиссеры, на которых со временем можно будет посмотреть и с этой точки зрения.

Также есть договоренности с режиссерами о знакомстве, пока о знакомстве – чтобы они приехали к нам, посмотрели нашу труппу, театр, предложили материал для постановки уже на следующий сезон. Об этом еще поговорим.

– Как сейчас формируется постановочный план, по какому принципу? Кто обычно является инициатором начала работы с тем или иным режиссером по конкретному материалу? Сначала появляется режиссер, а потом материал, или наоборот – ищете режиссера под конкретное название? Неужели все постановщики сами выбирают либо комедии, либо всем известную классику?

– Когда мы знакомимся с режиссером, то я в первую очередь предлагаю посмотреть наш репертуар, нашу труппу. Все люди профессиональные, и они, изучив то, что есть в нашем репертуаре, говорят, что, наверное, можно предложить вот эти направления. Это с одной стороны.

С другой стороны мы сами понимаем, чего нам недостает. Плюс всегда надо учитывать, что мы – академический театр. И это ставит определенные рамки. Можно говорить об этом с хорошей стороны, можно и не с хорошей – быть может, эти рамки нас куда-то загоняют, или, наоборот, до чего-то поднимают. Я не знаю. Но мы все равно академический театр.

Про нас очень часто говорят: «ТЕАТР». Просто понятие «ТЕАТР». Вы сами с этим сталкивались, работая здесь, когда зрители приходили к нам с билетами в другой театр и говорили: «Театр? Вот, написано: «Театр». У многих челябинцев представление, что вот это большое здание – это театр. Для нас очень важно, чтобы люди приходили и знали, что это не только здание театра, а приходили в (конкретный) театр. У этого театра есть своя публика. Она может меняться, но костяк все равно есть. И мы должны работать, говорить и с той публикой, которая есть сегодня. И когда мы говорим, что мы такой большой, всеобъемлющий театр, то в его репертуаре должно быть и вот это, и это, и это. Но если мы говорим, что мы академический театр, то – пусть это звучит пафосно – мы должны выполнять и воспитательные функции. Классика? А чем воспитывать, как не через классику? Воспитывать, серьезно разговаривать.

– Большой вопрос: «должен ли театр воспитывать?». Разговаривать – да, безусловно. Что касается «академический», то пример обратной ситуации – в Перми этим летом из Театра-Театра министр культуры с представителями местного сообщества пытались выжить художественного руководителя Бориса Мильграма, и одним из доводов как раз был тот, что это «академический театр», а его репертуар не соответствует такому высокому статусу. Безуспешно. Они проиграли. Борис Леонидович доказал, что главное – какой театр, его качество, а не оболочка, статус. Так что получается, все эти разговоры о том, что театр «академический» - они начинаются, когда нужно что-то оправдать.

– Согласна. Но это не оправдание. В театре должно быть все, и эксперименты в том числе. Просто нужно понимать, что ставить эксперимент на зал в 850 мест – это очень сложно. С одной стороны, у этого эксперимента есть ограниченное количество публики, а с другой – надо сначала доказать, что этот эксперимент имеет право быть. Для этого у нас есть малая сцена, и мы всегда готовы предоставлять ее для экспериментов. Всегда.

– Если взять два предыдущие сезона – там экспериментов нет, как мне кажется. Сейчас мы говорим о новом сезоне… «Бал воров», «Шинель»…

– Разные вещи. Мы говорим про современную драматургию, или про эксперимент.

– Я про это и спрашиваю. Судя по названиям – этого нет.

– Денис Хуснияров – вообще экспериментатор. Использует новые приемы. Сценография не будет большая, но будет интересной. Художник-постановщик – Николай Слободяник. Сказать, что это будет «классика-классика-классика» – я не могу. Я же не театровед, и, наверное, буду говорить не театральными терминами. Это не будет классический спектакль. Но в то же самое время это будет психологический спектакль, не театр формы. Денис предложил несколько пьес, но когда сходил и посмотрел один из наших спектаклей, то сказал, что хочет ставит спектакль на конкретного актера. Это Николай Осминов. Я считаю, что для Николая это большая удача. Премьера – в конце февраля.

В январе к нам приезжает Даниил Чащин. Это совместный проект с Гильдией режиссеров при Союзе театральных деятелей РФ и Гильдией менеджеров, когда выбирается пять театральных площадок и пять режиссеров, которых Гильдия режиссеров связывает между собой. Даниила направили к нам. Мы выбрали с ним материал – современная пьеса «Убийца» Александра Молчанова. Это не новая пьеса, но материал, я думаю, что интересный.

– Спектакль так и будет называться?

– Пока не знаю. Пока предлагает его. Первая реакция после прочтения – я напугалась. Потом сама себе я объяснила, почему этот материал должен у нас быть. Это может получиться очень серьезный разговор на одном языке c другим поколением. Для нас это эксперимент чистой воды.

В середине лета я была в Москве и посмотрела в учебном театре МХТ лабораторную работу Даниила, и мне она очень понравилась. Он приезжал к нам, посмотрел несколько спектаклей, сделал предварительное распределение.

Художник и автор анимации предложены режиссером. Премьера – в феврале или начале марта на малой сцене.

Дальше постановка Александра Марковича Зыкова – «Продавец дождя» Ричарда Нэша. Материал всем известный, такого у нас нет. Нам очень понравилось работать с этим режиссером («Девичник над вечным покоем» Айвон Менчелл). И хочется, чтобы он поработал с молодым поколением. Известно предварительное распределение ролей, главных героев. Но пока не будем оглашать – режиссер имеет право передумать. Премьера 19 мая.

И еще в планах спектакль Дмитрия Астрахана «Леди на день». Сейчас Сергей Александров занимается сценографией, на днях мы будем ее обсуждать, и в зависимости от того, каков объем работ, мы поймем, когда физически сможем сделать этот спектакль, когда у нас будет выпуск спектакля. Все-таки Сергей Анатольевич любит делать все по-настоящему, серьезно.


Продолжение следует…

*****************************************************************************************

Предыдущие интервью из этой серии:

Ольга Пона, художественный руководитель Челябинского театра современного танца.

Илья Коломейский, директор Челябинского Камерного театра.

Денис Стрельцов, руководитель театра-студии "У паровоза".

Евгений Гельфонд, художественный руководитель НХТ.

Владимир Филонов, Студия-театр "Манекен".