Что мы знаем о дзюдо?

19.08.2014 10:46
Автор: Владимир Филичкин
Сегодня мало кто уже помнит, о том, что стремительный бум популярности японской борьбы дзюдо в России, много лет назад, самым удивительным образом, совпал с выходом на отечественные экраны чёрно-белого художественного фильма, режиссёрского дебюта выдающегося японского мастера кино Акиры Куросавы «Гений дзюдо». Премьера в Японии 29 мая 1965 (Токио), в СССР 16 января 1967 (Москва).
Что мы знаем о дзюдо?*
Этот фильм – подлинная «легенда о реальности», впервые рассказал советской молодежи о развитии дзюдо в Японии в конце XIX века. Мальчишками мы по многу, раз смотрели этот увлекательнейший фильм. А затем под впечатлением от увиденного брали штурмом первые, тогда еще немногочисленные в Челябинске спортивные секции этого экзотического тогда восточного единоборства. При этом мы даже не сомневались в том, что именно за «популяризацию» дзюдо в России 12 марта 1991 года Президент СССР наградил Акиру Куросаву орденом «Дружбы народов». Так как именно благодаря этому удивительному фильму многие мои сверстники посвятили свою жизнь дзюдо, найдя в нём не только самое совершенное боевое искусство, но и свой путь к гармонии и духовному совершенству. Именно с фильма Куросавы у многих из нас возник непреходящий и стойкий интерес к культуре, истории, философии и эстетике Японии. Первые фотокопии учебных пособий по дзюдо, джиу-джицу и каратэ по нашим заказам в Союз контрабандно завозили по нелегальным дипломатическим и торгфлотовским каналам. А затем уже юные адепты и фанатики восточных единоборств пытались самостоятельно освоить эти таинства и премудрости по картинкам во дворах и подвалах своих хрущевок…

И уж совсем мало кто знает, что первый фильм великого Куросавы «Гений дзюдо» является всего лишь талантливой экранизацией великого исторического произведения Цунэо Томиты «Сугата Сансиро». Но, ни на русский, ни на английский язык эта книга говорят, до сих пор все еще не переведена. Есть перевод этой книги на португальский язык и, похоже, он на сегодня единственный в Европе. А жаль. Потому, что книга о великом гении дзюдо является уникальным историческим документом той эпохи. Дело в том, что Цунэо Тамита был не только очень известным писателем своего времени, но и сыном Томита Цунэдзиро - его настоящая фамилия Ямада. И он был первым учеником по дзюдо у основателя дзюдо Дзигоро Кано. Его имя находится на первой линии книги учеников Кодокана. А Институт Кодокан - «Дом изучения Пути» в Токио все еще является руководящей организацией мира дзюдо. Напомню, что Институт Кодокан был основан Дзигоро Кано, создателем дзюдо, в 1882 году. К тому же Томита Цунэдзиро и Сиро Сайго  – прообраз Сугато Сансиро стали первыми обладателями мастерских чёрных поясов в истории дзюдо. Великий Томита был известен как один из «Четырёх Королей Кодокана» за свои достижения в соревнованиях против школ дзюдзюцу во времена образования Кодокана. И все это разворачивалось на глазах Цунэо Томиты, который посвятил свою книгу своему отцу и его друзьям…

17.jpg

Томита мастерски описал в своей книге как по мере того, как росло число учеников Дзигоро Кано, по Токио поползли тревожные слухи о каком-то странном новом «дзюдо», пошли пересуды об «университетском дзюдо» и даже о «профессоре дзюдо». Большой интерес они вызвали в кругах образования и политики, но особенно пристальное внимание привлекли со сто​роны мастеров дзюдзюцу. Начал разгораться костер скандала. «Какая дер​зость! – говорили дзюдзюцуисты. – Этот Кано прозанимался дзюдзюцу всего пять лет и уже осме​ливается называть свою школу «дзюдо»! Уж, не знаем, каков уровень этого неспелого «универси​тетского дзюдо», но надо все-таки испытать его»…

11.jpg

А мы сегодня, не задумываясь даже, признавая в целом значение и роль дзюдо в современной мировой культуре и историческом процессе, в то же самое время не предпринимаем очевиднейших попыток действительно проникнуть в сложный мир дзюдо. Понять его потаенную сущность. И, конечно же, его национальные и исторические корни. Для начала хотя бы перевести на русский язык книжку Цунэо Томиты…

htmlimage.jpg

В сентябре военного, 1942-го года вся Япония зачи​тывалась пове​стью «Сугата Сансиро» уже извест​ного автора приключенческих повестей Томиты Цунэо. Ее читали рабочие и клерки, школьники и старики, не говоря уже о многочисленных последователях будо, кото​рым она и была, в первую очередь, адресована. В книжных магазинах повесть буквально «сметали». Книгоиздатели из фирмы «Киндзё» были на седьмом небе от неожиданно при​валившей удачи. Как выяснилось чуть позже сюжет повести, ее герой и отста​иваемые им моральные ценности оказались привлекательны и акту​аль​ны не только для жителей милитаристской Японии, но и для массового мирового зрителя. Киноверсия романа и его многочисленные ремейки триумфально разошлась по всей планете.

14.jpg

Тем не менее, сегодня очень немногие в России, стране проводящей чемпионат мира по дзюдо знают, что вся повесть «Сугато Сансиро» в отличие от двухсерийного фильма «Гений дзюдо» состоит из четырех больших частей. В центре пер​вой части повествования – мастерски описанная борьба между дзюдо Кодокан и старыми школами дзюдзюцу.

Во второй части Томита рассказывает о борьбе Сугаты с пред​ставителями иных видов рукопаш​ного боя. И основная тема этой части – противо​стояние дзюдо и систем с преоб​ладанием ударной техники – каратэ и бокса. Надо ли говорить, что споры о том какая из техник ударная или бросковая более эффективна не прекращаются до сегодняшних дней….

Третья часть повести посвящена рассмотрению возможностей дзюдо в схватке с противниками, вооруженными холодным оружи​ем. Естественно, что речь идет уже не о соревновательных схват​ках, а о боях не на жизнь, а на смерть. По сюжету романа, после участия в поединках с каратистом и боксером Сугата Сансиро ухо​дит из Кодокана, так как считает, что нарушил святую клятву – не вступать в схватки с представителями других школ без разрешения наставника, и начинает новую жизнь – жизнь рикши. Он не стремит​ся к борьбе, но, то и дело оказывается втянутым в противо​стояние с коварными врагами….

В четвертой, заключительной части повести Сансиро сталки​вается с двумя новыми врагами. Первый – эксцентричный санка Томэсаку с демонической внешностью, в совершенстве владею​щий стрельбой отравленными иглами из трубки фукибари. Второй – Цукуи Дзёсукэ, одаренный борец дзюдзюцу и ученик Хигаки Гэн-носукэ, ставшего верным другом Сугаты. Томэсаку, оставаясь в романе реалистичным образом, одновре​менно описывается как паук-обо​ротень, и бой с ним похож на схват​ку с привидением. Цукуи же изображен мастером, превосходя​щим по уровню мастерства Хигаки Гэнносукэ. Он выступает в качестве представителя дзюдзюцу западной Японии. В определенном смыс​ле он – копия самого Сансиро. Апогей противостояния между Сугатой Сансиро и Цукуи Дзёсу​кэ – поединок в зале Бутокудэн в Киото. Он изображен как реша​ющий бой между дзюдо и дзюдзюцу, который, наконец, должен рас​ставить все точки над «ё». И Сансиро, естественно, выходит из него победителем.

Вот таково, вкратце, содержание нашумевшей книги Томиты Цунэо. Книги, о существовании которой мы до сих пор даже не догадываемся….

01.jpg