Предвыборные баталии в СМИ Челябинской области 9-15 июня

16.06.2014 11:50
Автор: Андрей Лавров
Навязчивый запах пыли, нафталина и липкого от натужных неестественных попыток сыграть «как в жизни», репетиционного пота. Шорох кулис. Печальные клоуны и потасканные шутихи. Дрязги актерских амбиций и кривлянья взрослых, уставших людей, изображающих «страсть, которой уж нет». Именно в таком уездно-театральном обрамлении предстает прошедшая короткая, но очень насыщенная неделя со страниц прессы и социальных сетей. И это не случайно.
Предвыборные баталии в СМИ Челябинской области 9-15 июня*
Сравнение политики с театром давно стало трюизмом. И дело даже не в том, что хороший политик в зависимости от ситуации либо актер, либо режиссер. Великие, естественно, всегда два в одном. Не в Нероне, актерском мастерстве Гитлера, конструктивистской режиссуре сталинских парадов физкультурников, президенте Рейгане или губернаторе Шварцнеггере. Все гораздо глубже. Единство здесь генетическое. Вопрос, что возникло раньше – театр или политика, сложней чем про яйцо и курицу. Там как раз все ясно. Яйцо, например, динозавра, появилось раньше. Здесь же, видимо, одновременно. В виде вождистско- шаманистских практик. Есть такая теория, утверждающая, что царь и верховный жрец у всех народов изначально были одним лицом по типу египетских фараонов и властителей Крита.

Понятно, что дальше эти практики «выделились» и «разошлись». Но не утратили внутреннего единства. Более того, активно заимствовали новые приемы и достижения друг у друга. Робеспьер – у Корнеля, Шекспир – у Медичи, Муссолини – у площадного итальянского театра, Брехт – у Тельмана и Розы Люксембург.

b92y9q2l.jpg

Если параллельно проследить историю политики и театра, мы увидим совпадение жанров, этапов подъема и упадка, переломных моментов и национальных школ. Это нормально, другое дело, что сегодня под театральностью в политике чаще понимают имитацию реальной политической жизни или борьбы. Попытку высосать сюжет из пальца и навязать публике искусственную интригу там, где ее нет.

Театрализация политики в современной России преимущественно представленна в трех жанрах. Замшелые классицистские постановки не столько в смысле единства пространства и времени (хотя они у нас как говорил Бродский всегда едины), сколько в пафосе непререкаемости, в утверждении высшей истинности монаршей воли.

Бенефисы звезд, рядящиеся под конкурсы талантов. И самые любимые публикой по виду по-бахтински безбашенные, но по сути по-татлински организованные хеппенинги - народные гулянья. Именно три такие постановки и представили доброжелательной челябинской публике на прошлой неделе.

В понедельник с утра театральная общественность еще находилась под впечатлением грандиозного единороссовского спектакля «Форму ЖКХ» или «Поможем нашим управляющим компаниям». Справедливо отмечали «высокий уровень организации мероприятия», «положительный эффект для области», «рост известности и политического веса Бориса Дубровского», смелую фантазию авторов и посредственную игру массовки. Дотошные критики выкопали истории с ляпом Дмитрия Медведева, возрадовавшегося по поводу патриотичного наименования новорусского поселка в Челябинской области в честь легендарной «ночной ведьмы» Полины Гельман. Выяснилось, Полина была. Но другая. И папа ее, какой-то с идеологической точки зрения, сомнительный. Все ж таки эмигрант.

Сразу возникли вопросы «если им так о простейших вопросах информацию готовят, то исходя из чего же они рецепты по ЖКХ выписывают»? Порадовались призу А. Мотовилова за сольный экспромт «В отцы по программе Путина». Теперь в его коллекции Volkswagen Touareg, Audi TT, BMW X5, BMW 750 LI, грузовые автомобили МАЗ и КРАЗ, два прицепа, снегоболотоход Bombardier и мотовездеход Outlander MAX-XT 800-HO прибавление – микроавтобус. Марка пока не определена, но ясно, что не Газель. Но все это, так сказать, остаточный выхлоп. Ждали главного.

Политический театр

Внеочередного, а от того, чуть менее скучного, чем обычно спектакля заслуженной труппы ЗСО «И грянет день или Великие реформаторы». В честь 20-летия труппы в фойе зрителей встречала выставка депутатских достижений со времен царя Гороха. Актеры аж сами умилялись. Выяснилось, что и 50, и 70 лет назад уровень труппы  и искренняя любовь публики были неизменны.

s9q7z1gd.jpg

Даже эпитеты те же: «Бездельники», «дармоеды». Нонче, правда, добавляют «воры». И вообще подписываются. Последнее, правда, ненадолго. То, что пьеса будет так себе, знали все. А что вы хотите, когда финальная сцена заранее известна доже идиоту, а актеры все время думают о своих домиках с садиками, да о сараюшках с заводиками.

Тон первому акту, который про реформу МСУ, задал патриарх сцены В. Мякуш. Вспомнил, как хорошо было, когда депутатов было 500. Тогда, как известно, и небо было голубее, и трава зеленее, и публика доверчивей. И критики тихо сидели по лагерям да психушкам. Выразил искреннюю благодарность вышестоящим инстанциям, что предоставили такую свободу выбора авторской трактовки пьесы и право поставить ее первыми. Профессионально, не моргнув глазом поведал о «всенародности» выбора сценария, успокоил на тему бюджета. Мол, фигня вопрос, обойдемся энтузиастами.

Хор почти в унисон троекратно пропел осанну. Выделялись двое каких-то нестроевых, вечно голосовавших против. Один понятен: коммунист К. Нациевский. То ли вечно мятущийся принц Датский «ни в чем не уверен», «я еще не сформировал своего мнения», то ли баба Яга, которая всегда против, особо если что идет от ЕР. Такое уж у них, у коммунистов нынче амплуа. Второй – фигура загадочная. Думали, глава Соцгорода Барышев, который спит и видит себя суверенным хозяйчиком ЧМЗ и по сему пытался продавить идею прямых выборов мэров внутригородских районных образований. Но нет, не Барышев. Он, конечно, актер склочный, но место свое в труппе знает, силу нюхом чует и результаты при новом врио главрежа предпочитает вымучивать придворными интригами, а не публичными скандалами. Скорее, как часто бывает в классицистких пьесах, этот неизвестный отщепенец – олицетворение главного злодея, столь мерзкого, что его и на сцену-то перед приличным обществом выпускать стыдно.

Этакий тайный оппозиционер-перевертыш из пятой колонны. Аргументация его не понятна даже ему самому. Что-то типа: я не против, но реформу можно делать только по взаимному согласию общества и власти, т.е. через референдум. Лукавит, конечно, по согласию с его точки зрения, еще большее извращение, что-то типа БДСМ. Да и референдум бессмыслен, вон, даже юрист Нациевский разобраться не может, чего от галерки требовать. К тому же ей грубо пофиг, она на такую пьесу не пойдет. И вообще, что ни говори, а предлагаемый депутатами сценарий всяко впервые дает этим непризнанным сетевым гениям выйти на реальную политическую, пусть и районную, сцену. Но им того не надо. То ли боятся, что все увидят их уровень профессионального мастерства, то ли им сразу Дворец съездов подавай, а на меньшее мы не согласные. А потому будут сутяжничать и нагнетать страхи. Тщетно.

Решение принято, причем не вчера, и не в Челябинске. Просто мы первые, а так-то все там будут. Обсуждать варианты вне реформы – пустая трата времени. Теперь надо смотреть, как бы наши «стратеги» не наворотили такого, после чего город будут упоминать не в контексте «учтите и переймите», а в контексте «посмотрите, до чего доводит».

Здесь, конечно, главные вопросы – из кого навербуют районные депутатские труппы, на какие тематические постановки выдадут полномочия и, конечно, бюджет. С первым: праймериз кандидатов на 170 вакансий «Дом 2 – Челябинск» даже в ЕР откладывается и откладывается. Но списки приказчиков авторитетных депутатов уже по рукам ходят. Со вторым и третьим все еще более неопределенно. Обещают золотые горы, но захотят ли гордумовские примадонны делиться вниманием и славой. Похоже, вопрос будет утрясаться этак с годик. А пока пущай старлетки проникнутся атмосферой да побегают за сигаретами. Не до них.

Главным мессиджем ЗСО-шной постановки все ж являлись не эти мелкие дрязги, а назначение даты Ч, когда область выберет своего законного губернатора. Кстати, впервые за 14 лет. По словам все того же вездесущего Мякуша, этого требовал народ, депутаты и почему-то «приход к власти В.В. Путина». Когда, откуда, почему – не важно. Ибо приход. Вообще, Мякуш с годами стал откровенен. В «Акцентах недели» честно заявил, что ни какие это не выборы, а референдум о доверии. Причем не Дубровскому, а самому Путину. Добро обозначено, зла по близости как бы и нет. Откуда ему взяться среди верных слуг государевых.

Но это уж как то совсем не театрально. На худой конец надо быстренько набирать актеров второго плана, задача которых своими ужимками и приседаниями оттенять олимпийское совершенство главного героя, заодно служить посмешищем и оттягивать на себя негативные эмоции публики. Короче, нужны спарринг-партнеры. И это программа следующего дня фестиваля под названием «праймериз».

Актеры и дублеры

Критики заранее начали гадать, кто из известных звезд сможет поучаствовать в выборах. Даже провели нечто вроде фокус-группы. Не будем придираться к методологии исследования, в конце концов, театральная критика – шутка художественная. Итоги таковы. Люди назвали Гришанкова,  Юревича, Давыдова, Косилова, Колесникова, Нациевского, Ткаченко и Гартунга. Но звезды такого масштаба – с гонором. Посмотрели сценарий и ушли в игнор. Вслух высказался только Гартунг, мол, «сильного не пустят, а слабого не надо». И вообще, нечего позориться. Очень хотел погримасничать ЛДПР-овец Ткаченко. Но его, похоже, не возьмут. Уж больно темпераментный и безбашенный. То ли гадость какую жрет, то ли в детстве уронили. Может заиграться,  так что к участию в серьезном спектакле не годен. Вместо него вероятно выступит местный лидер Виталий Пашин. Звезд с неба не хватает, зато ни одной оригинальной мысли или поступка ожидать не приходится. Все надеются, что в коммунистических праймериз победит Нациевский, демонстрирующий хоть какую-то активность. Остальных-то из-за плинтуса не видать. Ну, еще В. Брижанин от «Городов России». Непонятно, да и не важно, с чем, зато понятно для чего.

Все это полноценное областное соревнование не тянет. Так, какая-то районная спартакиада. Придется изыскивать внутренние резервы. Отчасти для этого, но в значительно большей степени для раскрутки главного героя, на главной городской сцене провели его именной бенефис: праймериз Единой России.

Еще на улице гостей встречала авангардная инсталляция под Навального от кандидата Захарова с загадочной надписью «Все сбудется».

Критики истолковали аллегорию как глубинный антагонизм черному кубу общественного сознания под девизом «У нас все было». В фойе царили дружелюбие и праздничная неразбериха. Обслуга кандидатов браталась, что неудивительно, учитывая, что спонсор у них один. Тетушки-билетерши демонстрировали истинное отношение народа к звездам, не узнав и попытавшись не пустить в зал кандидатов, мол ходют тут всякие, потом заводы и кинотеатры пропадают. Впрочем, и выборщики оказались не лучше. Какая-то Света из Иваново чуть только Мякуш на сцену – шасть на его место, прямо рядом с Дубровским. И даже не поздоровалась!

Но некое неравенство кандидатов, я бы даже сказал, иерархия, чувствовались уже по программкам.

У Дубровского – весомо, отстраненно, лаконично. Аля «пришел, увидел, победил». Эксцентричный Захаров выделился своей излюбленной печальной балладой о трагической судьбе российских бизнесменов. Строевые Мительман, Шмидт, Гаврилова под копирку, по установленному образцу с никому не заметными различиями мелким шрифтом. Бедный родственник Щапов ради такого случая сбривший усы – скромный листочек под копирку.

Вначале действа конферансье Мякуш заявил: «поскольку праймериз всенародные, то мы с вами, дорогие товарищи, и никто кроме нас и есть этот самый народ». И предоставил слово герою торжества.

Надо отметить, Борис Александрович не подвел. Держался легко. Говорил без бумажки, со знанием дела. Содержание – главный хит последнего времени «Стратегия 2020» с небольшими, но важными уточнениями городского значения. Не допустить снижения темпов строительства жилья. Посредством строительства логистических центров вокруг Челябинска освободить город от выхлопов 60 тыс. проезжающих ежегодно фур. Решить проблему свалки. И главный бальзам на раны – к концу года сохранить расходы на содержание чиновников плюс затраты на госзакупки на полтора миллиарда. Чувствовалось, что мог говорить еще. Но жестокий конферансье напомнил о лимите времени, который в силу служебной необходимости Дубровского участвовать в прямой связи с Москвой, распространился и на него. Вопросы из зала ставили под сомнение либо слух, либо умственные способности вопрошавших. Но что поделаешь, такова публика. Вечно требует повторения. На бис Дубровский выступать отказался и скромно, дабы не смущать младших товарищей, пошел готовить День России.

Дальше артисты выступали в алфавитном порядке.  Простая русская чиновница Галина Гаврилова провогласила начало нововй эры – матриархата.  И повелела перевернуть мужскую страницу в отдельно взятой Челябинской обалсти. Первый указ – всем женщинам до сорока (что ж из заклинило на этом возрасте) платить зарплату просто потому, что они женщины. Второй – извести под корень алкомаркеты типа Красного и Белого, которые окрашивают жизнь актрисы Гаврилововй в «черный цвет».

Но все это были семечки по сравнению с фееричной и одновременно глубоко философской зарисовкой от Константина Захарова. Начав с цитат из скандального националиста Глазьева и обозначив таким образом патриотично-верноподданический вектор, автор-исполнитель перешел к общечеловеческой проблематике: «Сегодня у человека нет ощущения радости и счастья. Мы живем постоянно в перманентном ощущении проблем». Злопыхатели услышали здесь не вполне оригинальные мотивы теории отчуждения Маркса и потерянного человека экзистенциалистов. Но перл «постоянно в перманентном» - это, безусловно, находка. Но не  надо думать, что автор – пессимист! Выход есть: «решать их надо не с позиции человека, а с позиции семьи». Чует дух времени, этакий консервативный разворот от общества отдельных личностей назад к родо-племенному строю. Явное влияние узбекских корней художника. Завершил выступление красивыми народными сказками. Про то, как получает молодая  семья дом от добрых депутатов. Рожает им четырех богатырей, пригодных для государевой службы, глядь, а дом-то уже и ихний. И «Народный бюджет», который клялся истово хранить.

Многоопытный Мительман не стал оригинальничать и просто умело повторил полюбившееся публике произведение Дубровского, сказав, что оригинальность и творческий вклад его исполнения в уникальном тембре голоса и перестановке куплетов.

Выступавший после него Шмидт, несмотря, что якобы что-то преподает в славном ЮурГу, и даже проректор не то, что сыграть, выучить текст не удосужился. Если во второй части выступления, изобиловавшем сложными и, похоже, непонятными актёру словами типа «иннованции» и «наукоемкий» - это еще понятно, то в первой, где написали про него, любимого, это уже странно. Публика начал засыпать.

Ситуацию спас кандидат Щапов который от общественного движения. Минитюра - детский лепет. Актер на плотном испуге. Перед всеми заискивает, перед всеми извиняется. Всех, от мамы с папой до уважаемой публики благодарить за честь постоять на этой сцене. Казалось бы – жуть. Но искренность и непосредственность исполнения подкупают.
Несмотря на уверения честнейшего Мякуша, что «шла тяжелая борьба» и учитывая, что по его же словам, Дубровский спит и видит, как бы попасть в ЕР, в праймериз со счетом в 79% победил сильнейший и беспартийный. На этой неделе подобные бенефисы пройдут на уездных сценах.

Культмассовый уик-энд

Завершилась неделя четырёхдневным праздничным хеппенингом в честь Дня России. Вообще-то, празднику уж 20 лет, а событие, к которому он приурочен, вообще в советское время произошло. Но как тогда, так и сейчас, непонятно, от кого и нафига Россия получила суверенитет. За эти годы праздник много раз переименовывали и переоблицовывали. В соответствии с сегодняшней генеральной линией велено считать его главным государственным праздником, а в связи с тяжелой международной обстановкой – покрасить в защитный цвет.

Судя по количеству народа, пришедшего на Кировку, где проходил Форум ГТО, то и другое удается. Были, конечно, и выгнанные по разнарядке бюджетники, и несчастные аристовские подчиненные, вынужденные корячиться из-за политических амбиций своего хозяина, но большинство пришли сами. Кто сдавать, а кто и так, поглазеть. Ходили радостные (что поразительно, почти все трезвые), с семьями. Дети примерялись к оружию СОБРа, уже представляя себя в рядах защитников традиционных ценностей. Отцы поощрительно кивали. Молодые мамаши стыдливо хихикали над эротическими купальниками борцов.

Были, конечно, и «лучшие люди». Здесь, правда, говорят, возникли проблемы. Далеко не все чиновники достойно блюдут государственную политику в частной жизни. И вслед за врио каждый день занимаются физкультурой. Взглянули на нормативы (а они нешуточные), и тут же заболели.

Пришлось Дубровскому за всех отдуваться. Надо сказать, сдюжил. Пудовку 67 раз толкнул и 37  - рывком. Зрители, включая Валуева, который «тут у нас на Кировке ГТО сдает» сказали, что реально крут мужик. Вот и пойди-найди такому спарринг-партнеров. Дураков нет. Только поневоле или уж совсем бесстрашные.


vra648zh.jpg

Попутно провели еще и неимоверное количество культурно-массовых мероприятий по всей области. Самые знаковые – Сабантуй и Ильменка. И здесь произошло страшное. Глупо винить оргов и искать крайних – стихия. Не думаю, что фестиваль переживет эту трагедию. Во всяком случае, на той же площадке.