В Челябинске предложили создать единый расчетный центр ЖКХ для борьбы с долгами

17.12.2021 16:23
Автор: Марат Худяков
Крупнейшие ресурсоснабжающие организации региона, власти и эксперты обсудили причины роста долгов со стороны коммунальных предприятий. Энергетики предложили конкретные решения.
В Челябинске предложили создать единый расчетный центр ЖКХ для борьбы с долгами*1
Фото: Людмила Ковалева, "Южноуральская панорама"
Проблемы в сфере ЖКХ обсудили в минувший четверг, 16 декабря, в Челябинске. Суммарно долги коммунальщиков уже превышают 6,5 млрд рублей. Только за электричество, по информации поставщика электроэнергии в нашем регионе - «Уралэнергосбыт», просроченная задолженность коммунальных хозяйств составляет  1,3 млрд рублей, а прирост той суммы происходит каждый месяц.

«Только за десять месяцев текущего года прирост составил порядка 0,7 млрд рублей. Самым проблемным сегментом являются предприятия ЖКХ, их составляющая в общем долге – 1,3 млрд руб. Основные должники — это организации, которые занимаются тепло- и водоснабжением населения по всей территории области. В списке должников как муниципальные, так и частные предприятия», - заявил генеральный директор ООО «Уралэнергосбыт» Александр Батраков.

Среди должников есть и те, кто не платит в течение нескольких лет, но продолжает потреблять большие объемы электричества. Оказывать воздействие сложно, поскольку энергией «запитаны» социально значимые объекты. Некоторые предприятия уже находятся в стадии банкротства, взыскать долги сложно, а поставлять энергию гарантирующий поставщик обязан по закону.

«Проблема на самом деле весьма тяжелая, можно социально-экономические корни искать. Но, тем не менее, у нас есть муниципалитеты, условно говоря не богатые, а задолженности там нет, что говорит о том, что нужно наводить порядок и технически, и идеологически, и административно-хозяйственно», - отметил вице-губернатор Сергей Шаль.

Такая проблема характерна для всей страны, но Челябинская область значительно отстает по уровню сбора платежей с предприятий ЖКХ. Он составляет всего 82%, хотя в Тюмени достигли показателя в 100%, а в Курганской области - 93%. Дотации из области не покрывают даже десятой части расходов, поэтому поставщик предложил провести детальный анализ финансов и экономики крупнейших должников и привлечь коммунальщиков в единый информационно-расчетный центр. Денежные потоки станут прозрачными, да и сервис будет удобен для клиентов.

«Практика показывает, что внедрение единых расчетно-информационных центров (ЕРИЦ) – это, действительно, действенный инструмент. В качестве последнего примера можно привести республику Татарстан, которой буквально за два года удалось при поддержке правительства организовать по всей республике создание ЕРИЦ.  Сейчас 80 % потребителей ресурсов там платят за все виды коммунальных ресурсов через ЕРИЦ, и в целом в республике нормальная ситуация с платежами», - подчеркнул Рустам Гайфутдинов, зампредседателя правления по юридическим вопросам «Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний» .