Мастер слова и клинка

19.05.2009 00:00
Автор: Александр Кенгуров
В марте этого года директор Челябинской областной федерации кэндо Сергей Олин рискнул и провел в Челябинске первые соревнования по фехтованию на японских мечах. С мастером исповедывающим «путь меча» встретился наш корреспондент.
Мастер слова и клинка*


  «Мастер слова и клинка
  Он глядит в свою ладонь,
  Он пришел издалека
  И прошел через огонь».
Виктор Цой 1983г.


 Японский обычай запрещал мужчинам носить ювелирные украшения, но они удовлетворяли свое тщеславие, демонстрируя богатое убранство меча и кинжала. В начале ХIII в. японский император Го-Тоба, отрекшись от престола, занялся изготовлением клинков, говоря, что это ремесло достойно того, чтобы им занимались принцы. В марте этого года директор Челябинской областной федерации кэндо Сергей Олин рискнул и провел в Челябинске первые соревнования по фехтованию на японских мечах. С мастером исповедывающим «путь меча» встретился наш корреспондент. 

Корр.: Сергей Викторович, Вас знают как практикующего юриста. Как Вы дошли до жизни такой?

С.В.: Многие годы я занимался восточными единоборствами. И считаю, что вполне естественно от каратэ – «пустой руки» перешел к практике боя с холодным оружием. В этом есть своя логика. На меня сильное впечатление произвели встречи с японскими мастерами кэндо. Вы не представляете, что это такое, когда почтенный старец, занимающийся фехтованием на мечах лет 60-65, оточенным движением демонстрирует то, что называется своевременностью нанесения движения. Ему и физическую силу то применять не нужно…. Есть такая школа «яй-до» - техника молниеносного применения меча.

Корр.: Многие нюансы подобных техник скрывают от непосвященных. Как Вам удалось познакомиться с методиками преподавания кэндо?

С.В. В декабре прошлого года в японском городе Исикаки мне пришлось сдавать экзамен на получение 5 дана по каратэ киоку-шинкай. Что интересно экзамен для меня длился непрерывно семь часов. И в ходе его пришлось провести без перерыва 50 боев в полный контакт по минуте каждый. После этого японские мастера стали смотреть на меня если не как на своего, то скажем как на человека, с которым можно поговорить на серьезные темы. 

Корр.: Что такое «путь меча» для японца и для нас людей, чей образ жизни далек от самурайских канонов?

С.В.: Знаете с чего оккупированная американцами Япония начала свое возрождение? Японцы обратились к американской администрации с просьбой разрешить им заниматься кэндо. Высокомерные американцы, на всякий случай запретившие «узкоглазым» развивать национальные виды единоборств не увидели ничего опасного для себя в желании проигравшей стороны возродить народную забаву фехтования на бамбуковых палках. И вот именно с этого. По мнению многих. И началось подлинное возрождение самобытного японского духа. Возрождение этикета и ритуалов. Возрождение истинного самурайского духа и подлинных принципов военизированного формирования подрастающего поколения. То, что называют «тонкий проход из древности до наших дней». А в Европе назвали бы национальным мировоззрением. Для нас же кэндо это, прежде всего прекрасный спорт, развивающий многие ценные качества. Возможность поучаствовать в театрализованном представлении. Попытаться постичь глубины дзенской философии профессиональных воинов самураев.

Корр.: Сколько человек приняло участие в первых соревнованиях по японскому мечу в Челябинске.

С.В.: Сравнительно немного. Всего человек пятнадцать. Но этот спорт и не предполагает у нас сегодня массовость. Это в Японии на футбольных полях по команде сшибаются в масштабной схватке толпы – примерно тысяча на тысячу. Это в Японии в каждом районе обязательно есть специализированные магазинчики «кэндо шопы», торгующие всем необходимым снаряжением. Сегодня в Челябинске достать полностью подогнанное по фигуре защитное снаряжение непросто. Но и у нас в Челябинске есть люди, понимающие всю уникальную возможность пройти до конца и не оступиться, идя по тонкому «пути меча»…

На фото: Сергей Олин и японские мастера кэндо