Выживут ли газеты?

Зачем люди читают газеты? Вопрос ведь не такой простой, как может показаться.
Выживут ли газеты?*
Кто-то скажет, что газета нужна нам для получения информации, но какой? Если газета выходит пару раз в неделю или еженедельно, то говорить об актуальности и оперативности уже не приходится - новости из газеты оказываются уже не новостями, а повторением того, что уже и так многим известно.
Так, по данным сервиса «Яндекса» «С чего все началось», больше всего новостей создано социальной сетью «Facebook» (8%), а «Twitter» дал для «Яндекса» около 5% информационных поводов. И это в то время, когда вклад ТАСС составил 3%, газеты «Коммерсантъ» 2,9% а агентства «Интерфакс» - 2,8%.

Тогда может быть газеты дают нам лучшее качество, чем прочие СМИ? Предлагают обстоятельные репортажи, вдумчивые аналитические материалы, острые журналистские расследования, глубокие рассуждения на острые социально-этические темы? Всё это встречается, но ведь не только в газетах, но и на просторах необъятной Сети.
Тем более что журналистика переживает в этом смысле не лучшие времена и вынуждена находить более выгодные формы, отдача от которых несравненно выше как в виде рейтингов, так и прибыли.

Тогда может быть чтение газет – просто привычка? В какой-то мере, да. Радость восприятия печатного слова присуща среднему и старшему поколению и они уже вряд ли совсем откажутся от газеты как элемента традиционной культуры. К тому же многие граждане зрелого возраста не всегда умеют пользоваться компьютером и в таком случае газета (наряду с телевидением) становится одним из основных источников новостей.
Есть и еще одна группа людей, регулярно читающих газеты. Это чиновники и руководители предприятий. Для них газета – это не только канал трансляции позиции власти и общественного мнения, но и элемент некоего статуса. Именно на их рабочих столах мы можем увидеть стопку прессы, которую они обязательно просматривают в начале своего рабочего дня.

Но тенденция необратимо меняется – читателей газет становится все меньше. «Поколение Интернета», черпающее все новое из мировой паутины, день ото дня прибавляется, а «поколение газет» убывает. Люди младше сорока газеты практически не читают, не говоря уже о более юных. Им проще просмотреть заголовки в новостных агрегаторах или заглянуть в социальные сети, чтобы быть в курсе последних событий.

Получается, что основная функция газет сегодня – социальная и пропагандистская, транслирующая позицию властей.
Немудрено, что популярность газет стремительно падает – их тиражи, насчитывающие в лучшем случае один-другой десяток тысяч читателей, выглядят довольно неубедительно по сравнению с аудиторией интернет-СМИ и социальных сетей. Парадокс, но интернет-версии тех же газет читают больше, чем бумажные первоисточники.

В условиях рынка и свободной конкуренции традиционные СМИ не могут соперничать со своими электронными собратьями.
Печатная отрасль в глубочайшем кризисе, не только финансовом, но и идеологическом. Ей приходится обращаться за финансовой помощью к власти, ибо иначе не выжить. Между тем, новые времена диктуют свои правила: денег в бюджетах всех уровней становится все меньше, а рекламные потоки иссякают.
Так по оценкам экспертов, рынок рекламы в СМИ в Челябинской области просел минимум на 40-50% за последний год. Соответственно, встает вопрос о финансовой состоятельности газет: власть вынуждена урезать объемы субсидий, а рекламодатели – делать выбор для инвестиций своих бюджетов. И выбор этот вряд ли будет в пользу газет, ибо целевая, наиболее динамичная и платежеспособная часть аудитории, вряд ли концентрируется в печатном секторе.

Одновременно, растут и затраты, связанные с содержанием изданий. И если на зарплате сотрудников еще можно сэкономить, то расходы по налогам, аренде, печати и доставке оптимизировать гораздо труднее. Образуются «ножницы» между себестоимостью и прибыльностью, сводя последнюю к минимуму. Это прекрасно понимают ведущие менеджеры печатных СМИ и пытаются предложить варианты спасения. Недавно глава Союза журналистов России В. Богданов так охарактеризовал сложившееся положение: "Ситуация с обустройством медийного рынка сейчас ухудшается, нет никакого движения в лучшую сторону. Люди, которые приходят, чиновники, они сегодня больше решают задачи политтехнологов, в лучшем случае, или вообще ничего не решают".

В Челябинской области главным идеологом спасения печатных СМИ выступает гл. редактор газеты «Южноуральская панорама» А. Трушников: «В условиях роста тарифов и цен на производство изданий, а также на фоне разрыва массовой аудитории между огромным количеством информационных потоков падение доходности традиционных СМИ может привести к лавинообразному обрушению в отрасли…. Разрушение традиционных СМИ может привести к тому, что эта отрасль погрузится в хаос».
По его мнению, бюджетные субсидии газетам надо отменить, а высвободившиеся средства распределить через систему грантов между представителями бизнеса с тем, чтобы они могли вкладывать их в рекламу, самостоятельно определяя направления ее размещения. Таким образом, как считает автор, может сформироваться некоторое подобие конкурентного рынка, на котором выживут сильнейшие и наиболее эффективные.

Однако возникает опасение, что при таком варианте ставится под сомнение выживание, например, районных газет и специализированной прессы, что и отметила председатель Союза журналистов Челябинской области О. Давиденко. Еще более пессимистично настроена директор компании «Областное телевидение» С. Яремчук: «СМИ будут умирать, умирать неизбежно. Сегодня мы стоим на сломе. Интернет меняет жизнь. Мы сейчас сделаем искусственное дыхание, но на сколько хватит кислорода?».

Конечно, газеты не умрут, во всяком случае до той поры, пока есть их читатели.
Скорее всего, они медленно будут превращаться в некий милый анахронизм, увлечение немногочисленного, но преданного круга ценителей.
И это неплохо, в конце концов, ведь жив же до сих пор тот же театр.