Великий почин

Вообще-то, я на субботники не ходок. И даже не потому, что не люблю коллективный бесплатный труд на их пользу. С хорошими людьми, в охоточку — почему нет? Но вот как-то компания обычно не устраивала. В юности всем этим рулили комсомольские активисты, которых мы чморили за врожденную тупость и благоприобретенную тягу к стукачеству. Ныне — мгероиды и хозяева управляющих компаний, ставшие руководителями региональных отделений ЕР.
Великий почин*
Увольте. Мне с ними на одном гектаре не комильфо. А, главное, смысла не вижу. Ну, прибрались. Ну, поимели те самые управкомпании дополнительные деньги за наведение чистоты после зимы. А дальше опять экономят, ждут, пока само растает. Или граждане сами в очередной раз разберутся. Что-то примерно такое я каждый год говорю студентам, если речь заходит о введении Владимир Ильичом Лениным элементов рабского труда в систему построения всеобщего счастья. В этом году произошла накладочка.

- Зря Вы так, - заявили мои любимые недоросли, - субботник может стать возможностью сделать конкретное дело, повлиять на общественное мнение и власть. Вот площадь Павших у нас под окнами видите?

- Ну, вижу. Срач по-полной. Специально деградируют городское пространство, чтобы потом, под благовидным предлогом впихнуть туда очередной ночной клуб или супермаркет.

- Так и мы про что? А мы хотим, чтобы здесь был сквер. С деревьями, лавочками и чем-то, что придавало бы ей, этой площади смысл. Завтра собираемся не просто убрать пустырь, а заложить основу этого сквера. Посадить цветы, поставить памятник Первомаю.

- А почему Первомаю?

- А почему нет? Во-первых, Вы сами говорили о труде, как базовой ценности уральской цивилизации, а Первое мая — праздник труда. Разве плохо, чтобы люди весь год помнили, что главное достоинство человека в труде? Во-вторых, это площадь имени людей, которые погибли за идеалы Первомая. В-третьих, просто креативно, памятника Первомаю больше нигде нет.

- Не знаю, возможно. Но я бы предпочел памятник героям Первой мировой. К тому же в этом году столетие ее начала.

- Поздняк. Мы уже макет сделали. Но это ж макет. По поводу постоянного памятника надо опрашивать жителей. А для этого надо сначала привлечь их внимание. Приходите завтра в 11.

А почему нет? Все равно в том районе как раз в это время буду. Пришел. Сам «арт-объект» особого впечатления не произвел.

1.jpg

Не Микеланджело и даже не Мухина. Самодеятельность. Хотя и отторжения тоже не вызывает, веселенько так. Студенты радостные.

Правда, студентов было примерно половина. Остальные щеголяли в майках с загадочным логотипом «РР». Спросил. Выяснилось, общественно-патриотическое движение «Рабочий район».

2.jpg

Ага, думаю, вот откуда ветер дует. Видать, кое-то из вчерашних агитаторов себя в политике пробует. Гут, зер гут. И позиционирование в кассу. Куда не кинь — сплошные тренды. Общественное движение и патриотизм от Путина и Русской весны, Человек труда прям от Холманских и Дубровского, а последний еще что-то и про ландшафтную революцию говорил. Ну, и в целевую аудиторию какого-нибудь рабочего района (если так нечаянно вспомнить о предстоящих выборах) попадание стопроцентное. Хотя не думаю ,что они все это верифицируют, скорее интуяк, нюхом чуют.

Смотрю, журналисты поймали одного, видать, старшого и мучают. Они, понятно, в основном про инициативу со сквером. Меня же больше интересовала идеология этих «общественников». Руководитель, представившийся Алексеем, явно стеснялся (новичок), но говорил вполне искренне и убежденно.

Как я понял, идеология движения — этакая смесь патриотизма (вроде без нац-уклона), ностальгии и идеализации поздне-советского прошлого (духа коллективизма, взаимопомощи и т. д.), социального протеста против коррупции (без ЖКХ, конечно, не обошлось) и общеевропейских тенденций развития территориального самоуправления.

Позже заглянул на их страничку в Интернете. Выяснилось, что в результате смешения патриотические установки переносятся на уровень города-двора (этакая теория малых дел), идеология поздне-советского прошлого превращается в призывы опереться на некие не слишком ясные «дворовые ценности». Социальный протест — в развитие того самого самоуправления тех самых ТОСов. Типа «чтоб кончить муки, берите все в рабочие руки», «хочешь сделать что-то хорошо — сделай сам» и «кто как не мы». Только вот способно ли наше общество хоть к какому нибудь самоуправлению. Оно ему надо. Ну да дай Бог, дай Бог.

P. S. Что-то мне подсказывает ,что это только начало и Челябинск скоро ждет расцвет самых разнообразных общественных движений. Так что запасаемся поп-корном.