В Челябинске открылся киноклуб «Восхождение»

В субботу, 27 февраля, в челябинском киноцентре имени Сергея Герасимова состоялся первый просмотр в рамках нового киноклуба «Восхождение», о котором ранее написал друг buranny
В Челябинске открылся киноклуб «Восхождение»
В качестве первой картины была выбрана одноименная лента «Восхождение» Ларисы Шепитько (1976), снятая на основе сюжета повести Василя Быкова «Сотников» (1969).

Заявленной целью киноклуба является не только кинопросмотр, но и последующее коллективное обсуждение, что позволяет раскрыть грани художественных фильмов, увидеть то, что на первый взгляд незаметно или ускользнуло от внимания, ведь каждый воспринимает немного по-своему.

По результатам первого просмотра с полной уверенностью можно сказать, что замысел удался: долго обсуждали и символизм картины, и сюжет, и героев, и - самое главное - суть картины: вопрос героизма и предательства. Вел дискуссию Владимир Александрович Рыбин, доктор философских наук, руководитель киносеминара «Человек в с​овременной культуре» на базе ЧелГУ.

Я же лишь в двух словах остановлюсь на сюжете (обсуждать фильм можно долго, он относится к тому ряду шедевров, что поднимают вечные вопросы и не теряют актуальности, а скорее, даже все больше приобретают ее).

В первоисточнике, повести Быкова, друг другу противопоставлены два главных героя - члены белорусского партизанского отряда Сотников и Рыбак. Партизаны попадают в плен, и в финале Сотников героически принимает смерть, а Рыбак соглашается стать полицаем в обмен на сохранение ему жизни. В своей картине Шепитько вводит еще одного важного героя - следователя полиции Портнова. Портнов, до войны бывший завклубом и партийным работником, работает на фашистов, допрашивает и пытает не только партизан, но даже свою бывшую ученицу, еврейскую девочку.

Портнов в одной из ключевых сцен говорит о том, что человек - это ничто, им руководит только страх, и страх сломит любое сопротивление, превратит человека в ничтожество, каковым на самом деле и является каждый. Однако Портнов проигрывает Сотникову. Портнов, являясь в фильме олицетворением зла, одновременно является и пустотой. У него, несмотря на внешнюю оболочку, на прямую осанку, строгое пальто и шляпу, теплый кабинет в комендатуре, на самом деле ничего не осталось.

Борис Сотников, бывший школьный учитель, перешагивает через страх смерти еще до плена и подвала. Это человек, который понимает, что существует нечто важнее жизни, это честь, это Родина. Сотников здесь - олицетворение духа.

Рыбак - самый сложный образ. Энергичный, выносливый, эмоциональный, живой - пожалуй, он является метафорой мятущейся русской души. Души, которая одновременно восхищена духом и боится смерти. Именно страх смерти как пустоты, тьмы, ямы приводит Рыбака к предательству. Он своими руками выбивает колоду, на которой стоит Сотников, из-под виселицы и даже не замечает этого. Он сломлен, ведь он не пуст, как Портнов, он осознает чудовищность своего падения, в финальной сцене он кричит от ужаса, но зритель слышит не крик, а смех (дьявола?) за кадром.

И еще один важный момент. Фашисты в картине - лишь фон, декорации. Они оккупанты, враги, однако они понятны. Они вторглись извне, неся свою чудовищную идею по переустройству мира на советскую землю.

Однако самые мерзкие - это свои, предавшие народ и мучающие, истязающие, карающие, сжигающие дома, лапающие женщин и отнимающие хлеб у детей. Те, кто еще недавно были соседом, односельчанином, однокурсником, кумом или сватом. Проблема предательства и героизма, падения и восхождения - проблема вечная. И сегодня вновь перед каждым встает вопрос - кто он и какую сторону выберет?





За анонсами киноклуба следите здесь: киноклуб "Восхождение"