Учительница строгая моя, или знания в обмен на покорность?

Возможно, именно столкновение традиционных установок, с которыми не хочет расставаться старшее поколение в лице педагога, и философии нового, которую в данном случае олицетворяют дети и их родители, и является настоящей причиной столь явного и зашедшего так далеко конфликта.
Учительница строгая моя, или знания в обмен на покорность?*
Наше образование находится в кризисе.
С одной стороны, мало кто отрицает необходимость его реформирования, а с другой – любые серьезные изменения наталкиваются на явное и скрытое сопротивление сложившейся системы.
Поэтому история, произошедшая в одной из лучших школ Златоуста, является довольно показательной.

Все началось с того, что в апреле в прокуратуру Златоуста поступило анонимное заявление о том, что учительница начальных классов, известный педагог с более чем 35-летним стажем, якобы перегружает первоклассников, задает им домашние задания и выставляет оценки, что является нарушением установленных норм для первого года обучения.
Кроме того, прозвучали обвинения в том, что учительница унижает малышей, применяя способы физического и психологического давления.

При проведении прокурорской проверки, в ходе которой было опрошено 22 ученика (из 26 учащихся в классе), часть фактов, указанных в заявлении, подтвердилась.
Как выяснилось, «…учитель начальных классов задавала первоклассникам домашние задания в виде письменных работ, а также в виде ежедневного заучивания сложных стихотворений – тех, кто не выучил, ставила в классе лицом к доске и заставляла доучивать. По своей инициативе удлиняла продолжительность занятий, сокращала продолжительность перемен, оставляя детей после занятий продолжать изучать пройденный материал. Задаваемые домашние задания не имели рекомендательный характер, по результатам их выполнения ставились оценки, что прямо запрещено приказом Минобрнауки России».
Нашли подтверждение и другие обвинения: «В частности, подтвердились эпизоды, когда педагог намеренно искажала фамилию ребенка так, что та приобретала негативный и оскорбительный характер – а потом дети дразнили девочку; также известно, что к одному ребенку женщина обращалась не иначе как "тупая двоечница"; трем детям в декабре 2015 года она не выдала новогодние подарки, мотивируя это их плохим поведением и требуя извинений от них и от родителей; одного из подопечных учитель вывела из класса, держа за воротник формы, и провела так по классам со словами: «Вот человек, который не готов учиться, ему следует вернуться в детский сад».
По итогам проверки в отношении учительницы было возбуждено уголовное дело по ч. 1 статьи 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательного организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ними).

Казалось бы, ситуация более-менее ясная и виновные должны получить по заслугам.
Однако, 12 мая постановление о возбуждении уголовного дела было признано необоснованным и отменено областным прокурором за «недостаточности данных». Но родители не удовлетворились таким решением и уже 22 мая 14 человек обратились к прокурору области А.Кондратьеву с просьбой «объективно рассмотреть результаты проверки по материалам отмененного дела и принять справедливое решение».

Как это часто бывает, мнения разделились, а позиции сторон порой диаметрально противоположны.
Кто-то защищает учительницу, кто-то считает, что подобные методы недопустимы в принципе. Так, в заявлении родители указывают, что «…методы воспитания Порсевой Т.Л. вредят физическому и психическому здоровью наших детей, их нормальному нравственному развитию и формированию личности, могут в дальнейшем повлечь за собой серьезные деформации личности и нарушение механизмов социального взаимодействия».
Сама же педагог была удивлена такой реакцией и не увидела для нее никаких оснований, утверждая, что любит свою работу и детей, а конфликта как такового просто не было.

Более резки в своих комментариях пользователи социальных сетей (сохранена орфография и пунктуация авторов):
- Сначала пищат - лезут в эту школу, а потом пытаются наводить свои порядки. Учителя не такие, парты не такие, и так далее... Я, лично, ещё в садике нажралась общения с правдоискателями. Заплатила бешенный вступительный взнос в школу, где отбирают родителей. Спокойно учимся. У нас учительница, точно такая же, как Ваша. Зато к третьему классу, у нас правила отскакивают от зубов, математика - ночью подними - все расскажет. НУЖНО ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ СВОИХ, А НЕ СЕБЯ. А те кто жалуются - своих детей не любят;
- А когда шли в школу работать, Вы не знали, что дети активными бывают, не усидчивыми ?! И что они ДЕТИ, а не вымуштрованные солдаты?! На что вы теперь то жалуетесь ?! Знания знаниями, правила правилами, НО при этом никто не отменял уважительного отношения к детям!
- Чтобы к детям было уважение, нужно прежде всего, чтобы дети уважали взрослых. Ваши дети уважают? или наслушавшись ваших речей об учителе - откровенно им в лицо плюют? А если сделать Вашему ребенку замечание, когда он открыто безобразничает или носится, как угорелый? Да ни боже мой! ОНЖЕДЕТЬ! Его уважать нужно! Вот научитесь сначала вы учителей уважать, хотя бы за то, что они ВАШИМИ детьми занимаются;
- Вы присмотритесь что происходит в школах. В большинстве любимый лозунг- Главный в школе ребенок. И деточки чувствуя свою безнаказанность посылаю учителей как только могут. А учитель, не дай Бог, скажет что-то-и оголтелые мамашки пишут в прокуратуры и везде где только можно.

По сути, аргументы сторон спора сводятся к двум взаимоисключающим тезисам.
Одна сторона (условные «обвинители») настаивает на том, что никакое давление на личность детей недопустимо в принципе и является признаком профессиональной несостоятельности, а другая («защитники») – оправдывает спорные методы, считая, что первична дисциплина и качество знаний, ради которого можно многое вытерпеть.
И эта дилемма на самом деле выходит далеко за рамки образования – она чрезвычайно актуальна для всего нашего общества, в котором идет постоянный и мучительный выбор между авторитарностью и демократическими принципами. Понятно, и откуда родом такое противоречие – идеология многолетнего приоритета общественного над личным, когда интересы отдельного человека изначально менее ценны, чем общественная «польза», никуда не исчезла. Она еще жива в нашем моральном коде, передаваемом от поколения к поколению.
С другой стороны, нам пока еще чужда и психология абсолютного индивидуализма, которая свойственна современному обществу потребления. Возможно, именно столкновение традиционных установок, с которыми не хочет расставаться старшее поколение в лице педагога, и философии нового, которую в данном случае олицетворяют дети и их родители, и является настоящей причиной столь явного и зашедшего так далеко конфликта.

Но является ли такой конфликт неразрешимым? В данном случае, возможно и да, но ведь есть закон, который хотя бы может стать средством защиты как самих сторон, так и общественных интересов. Остается только надеяться, что правоохранительные органы найдут способ соблюсти не только букву, но и сам дух законности, увязав (насколько это возможно) свое решение еще и с понятием справедливости, так любимым нами.