Убогая богадельня

В Челябинске XVIII – XIX вв. была богадельня. Точное время ее создания назвать сложно. Она была в период Исетской провинции. Информации о богадельне в 1780-х годах мне не встречалось. Но в начале XIX века богадельня в Челябинске существовала. Правда, обеспечение людей, находившихся в богадельне, похоже, на них же и лежало.
Убогая богадельня*
В 1807 г. Оренбургский военный губернатор Григорий Семенович Волков обратился к губернскому правлению. Губернатор обратил внимание на большое количество людей, просящих милостыню в Оренбурге, и предписал оренбургскому городничему выяснить: что это за люди и отправить их к месту проживания. Местных жителей было предписано отдать на попечение родственников, помещичьих крестьян – помещикам. А если у кого нет родственников и они не из помещичьих крестьян, «о них, снесясь с градским главою, принять надлежащие меры к содержанию их и пропитанию, не допуская отнюдь таскаться безпрерывно по городу». Губернское правление, в свою очередь, в развитие инициативы губернатора, основываясь на различных законодательных актах, прописало рекомендации как сельским, так и городским обществам. Так, правление констатировало, что поскольку высочайшим указом от 12 января 1801 г. повелено «городских нищих содержать от города, то согласно сим Высочайшим узаконениям и представлено предоставлять теплоту, пропитание и одежду живущим в городах нищим тех городов жителям».

Этот указ губернского правления требовалось немедленно привести в исполнение, с тем, чтобы «из нищих никто, ни под каким видом, милостыни просить не отваживался». Дума, получив этот указ, обратилась к городничему Евреинову с тем, чтобы он выяснил – сколько в Челябинске нищих, у которых нет родственников, и которые не могут самостоятельно себя обеспечивать. Городничий ответил, что таковых в Челябинске найдено 6 человек мужского пола, «которые желают жить под покровительством богадельни».  Евреинов, в свою очередь, выступил с предложением отпускать на содержание «убогим людям» содержащимся в богадельне «на пропитание в день 20-ти копеек, на отопление богадельни в неделю 60-ти копеек и на освещение ее в сутки 2-х копеек, да на одежду и обувь в год каждому по 10-ти рублей». Городская дума сочло эти предложения «сообразным благотворительной цели граждан сего города». Гражданский         губернатор рекомендовал «когда издержки на сие призрение бедных исчисленные не превосходят умеренности … предлагаю сей думе сделать надлежащее к отпуску исчисленной суммы разпоряжение».

31 декабря 1807 г. Челябинская городская дума приняла несколько решений по поводу богадельни. 1. Сумму на содержание нищих в богадельне выделять из градской суммы помесячно. 2. Контроль за расходованием средств и запись прихода и расхода денег поручить гласному от казаков Елизару Синеглазову, для чего выдать ему шнуровую книгу. 3. Обратиться к городничему, чтобы он учинил надзор за богадельней «чтобы между теми, находящимися в богадельне нищими не могло происходить какой неблагопристойности как то пьянство, сквернословие и одному от другого обид». 4. Следить, чтобы нищие не ходили в воскресные и праздничные дни с ящиком для подаяний. Но, чтобы не лишать горожан возможности «к подаянию такой их благотворительности», решено было опечатанный ящик утром выставлять на окно богадельни, а вечером убирать. А каждую неделю «чинить из оного ящика высыпку», и деньги отдавать в приход тому же гласному от казаков Синеглазову.

В общем, был хороший план, и деньги были выделены. Но в марте 1812 г. гласный от казаков «словесно присудствию объявил, что находящиеся в здешней багадельне убогие люди, всего два человека, жалуясь ему, что бутто от малого подаяния доброхотно дателями милостыни в пропитании и содержании себя терпят они нужду. О чем донеся просит: не благоугодно ли будет думе по предмету сему взойти в разсмотрение». Наведя справки, гласные думы убедились, что этот вопрос они уже решали и вроде как решили еще в конце 1807 г. И пришли к выводу: «как видно, постановление сие прежними присудствующими выполняемо не было». Иначе говоря, было принято хорошее решение, выделены деньги… а что было дальше, городская дума просто не знала. Судя по тому, что нашли решения 1807 г., но никакой информации о содержании шнуровой книги о расходах на богадельню нет, как нет и упоминаний никаких отчетов о ситуации с богадельней, инициатива быстро заглохла. В 1812 г. в городской думе были уже другие люди (если не все, то часть) и вдруг выяснили, что реальность очень сильно расходится с тем, что должно быть по документам. Нищие, жившие в богадельне, вынуждены были добывать деньги себе на пропитание и на отопление помещения тем самым способом, на который, согласно указа Оренбургского губернского правления 1807 года, не должны были «отваживаться». Иначе говоря, они просто ходили по улицам и собирали милостыню.

В связи с чем городская дума решила выполнить принятые в свое время решения и назначила ответственным за наблюдение за расходованием средств на богадельню гласного Ефтюгина. Правда, подход изменился – теперь решено было отталкиваться от сумм подаяний, которые будут собраны в тот самый ящик, который надо было ставить на окно богадельни для сбора пожертвований. Каждую неделю мелочь из ящика должны были ссыпать в присутствии Ефтюгина, и он должен был записывать деньги из ящика в приход в шнуровую книгу. Как отметила дума: «Естли доброволно собираемой суммы на содержание тех нищих как по возвысившимся на … припасы ценам недостаточно будет», то Ефтюгин должен был требовать недостающие суммы от думы «по коим и отпуск чинить к безбедному содержанию».

Не могу сказать, чем закончилась вторая часть этой истории, но будем надеяться, что все же благополучно. В завершение хотелось бы отметить, что весь Челябинск в ту пору помещался между нынешними улицами Коммуны и Работниц, если с севера на юг, Свердловским проспектом и Российской, если с запада на восток. Населения меньше 5 тысяч человек. И как-то упустили из виду богадельню. Традиция?