У бывших заключенных должен быть шанс на реабилитацию

Считаю, чрезмерные ограничения, связанные с трудоустройством ранее судимых, должны быть сняты. Тем более, что речь зачастую не фактическом запрете на профессию, а о ситуациях, когда работодатель ссылками на нечетко прописанные нормы законодательства обосновывает отказ в приеме на работу имеющему судимость человеку.
У бывших заключенных должен быть шанс на реабилитацию*
В соавторстве со своим коллегой депутатом Дмитрием Савельевым я внес в Госдуму законопроект № 492390-6 "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации".

О чем идет речь?

Сегодня Трудовой кодекс РФ устанавливает предельно жесткие ограничения в отношении трудоустройства тех, кто или уже имеет статью или в настоящее время находится под следствием. Такие люди не могут работать в образовательных учреждениях и даже доступ к предпринимательской деятельности, если она каким–либо образом связана с несовершеннолетними, для них закрыт.

Обоснованным такой подход выглядит только на первый взгляд.

Ведь понятия «педагогическая деятельность», запрет на которую зафиксирован в Трудовом кодексе РФ, не содержится ни в действующем законе «Об образовании», ни в других действующих нормативно-правовых актах. Нет ясности, что понимать под сферой образования, сферой воспитания, сферой развития несовершеннолетних и на практике они толкуются по-разному.

Как следствие, ранее осужденные зачастую не могут устроиться на работу в школы вахтерами, сторожами, уборщицами. При этом едва ли кто-то решится назвать эту деятельность педагогической. Считаю, что запрет для лиц с криминальным прошлым должен распространяться только на профессии, непосредственно связанные с образованием и воспитанием детей.

Норма об этом зафиксирована в предложенном нами законопроекте.

Хочу сразу успокоить родителей. Этот законопроект совсем ни о том, что бывшим заключенным и подследственным будет разрешено преподавать, а также работать с детьми. Повторюсь, - суть нашей инициативы – в снятии чрезмерных запретов в отношении тех, кто некогда преступил закон, а сегодня хочет снова ощущать себя нормальным членом общества.

Собственно об этом говорил и губернатор области Борис Дубровский, когда на совещании в апреле просил усилить работу по социальной адаптации бывших заключенных.

Да, нужно учитывать, за какое преступления человек был осужден. И даже на место вахтера нельзя принимать того, который был судим за тяжкие правонарушения, особенно направленные против личности. С другой стороны, почему не дать возможность работать в той же школе на вспомогательных должностях тем, кто отбывал наказание за экономические преступления? И если человек когда-то в состоянии опьянения ограбил ларек, должен ли он нести вину за это в течение всей своей жизни?

Общество должно оставлять бывшим заключенным шанс на реабилитацию. Постоянно напоминая им, что они изгои, урезая им возможности для социальной адаптации, сферы трудоустройства, мы сами провоцируем их на повторные нарушения закона.