Территориальное развитие Челябинской области: поиски парадигмы

Предлагаю вашему вниманию тезисы своего доклада "Территориальное развитие Челябинской области: поиски парадигмы", с которым я выступил  на XI международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен», проходившей 17-19 ноября в УрФУ (г.Екатеринбург).
В текст включены элементы презентации к докладу.
Территориальное развитие Челябинской области: поиски парадигмы*
Современный этап экономического развития России сопровождается рядом непростых и порой весьма неблагоприятных обстоятельств. Падение цен на нефть, низкие темпы роста, дефицит бюджета, снижение уровня жизни населения, недостаток инвестиций и изолированность от мировых источников финансовых ресурсов – вот только часть проблем, остро обозначившихся в последнее время.
Вместе с тем, следует отметить, что внутренний структурный кризис тесно связан с кризисом регионального развития и во многом им и порождается.
Усугубляющиеся диспропорции и дисбалансы между регионами и внутри них не дают возможности переориентировать отечественную экономику на путь более эффективного и конкурентоспособного функционирования.

В числе прочих ищет новые парадигмы и Челябинская область.
Формально состояние экономики области нельзя считать неудовлетворительным. По итогам 2015 года она занимает лидирующие позиции по целому ряду направлений: 2 место – по производству скота и птицы на убой в живом весе; 4 место – по производству яиц; 7 место – по объему продукции в обрабатывающих производствах; 13 место – по обороту розничной торговли; 14 место – по вводу жилья; 14 место – по объему платных услуг населению. В регионе выпускается каждая 4-я тонна проката и стали, каждый 3-й кг макаронных изделий, 45% огнеупорных изделий, 12,5% стальных труб.

Однако, прослеживаются и настораживающие тенденции. Так, поступательно снижается доля высокотехнологичных производств в структуре валовой добавленной стоимости.
К примеру, если в 2004 году доля обрабатывающих производств составляла 45,2% от валовой добавленной стоимости области, то уже в 2012 году она составила 35,8%, а к 2014 году снизилась до 33,7%, в то время, как доля сельского хозяйства за этот же период выросла на 0,6%, строительства – на 2,4%, оптовой и розничной торговли – на 1,2% (таблица 1).

1.jpg

Как видим, в основном за счет снижения доли обрабатывающих производств, последовательно снижается и вклад в общую добавленную стоимость традиционных видов деятельности – на 7,8% по отношению к 2004 г. и на 6,9% - к 2008 г. Таким образом, можно считать, что наметилась устойчивая тенденция снижения эффективности региональной экономики, традиционно опирающейся на индустриальное развитие (в первую очередь, металлообработку).

Об этом свидетельствуют и данные, касающиеся отгрузки товаров собственного производства и выполнения работ.
Так, если в целом по области этот показатель по итогам января-июня 2016 г. вырос на 2,5% по сравнению с соответствующим периодом 2015 г., то отрицательную динамику продемонстрировали 5 из 12 городских округов (без учета ЗАТО) и 9 из 27 муниципальных районов (таблица 2).

2.jpg

Под влиянием различных причин (конъюнктура цен, санкции и контрсанкции, изменение курсов валют) наметились неблагоприятные тенденции и в области внешней торговли. За период 2012-2015 гг. значительно сократился как импорт, так и экспорт, а также общий внешнеторговый оборот области (таблица 3).

3.jpg

В общей сложности внешнеторговый оборот сократился по сравнению с 2012 годом на 3332,5 млн. долларов (34,4%), причем в основном за счет сокращения импорта на 1851,9 млн. или 48,5%, что (учитывая структуру импорта, в которой преобладает импорт машин и оборудования) неизбежно сказывается на перспективах дальнейшего экономического развития.

Как следствие снижения эффективности традиционных видов хозяйствования, обозначились и негативные тенденции социально-экономических показателей.
Так, наметилась тенденция снижения численности населения территорий – если в целом по области за 2010-2015 гг. отмечается положительная динамика численности, то в 8 городских округах из 12 и в 25 из 27 муниципальных районах она составляет отрицательную величину за весь период. По сути, прирост населения области обеспечивается лишь 4 городскими округами – Челябинским, Магнитогорским, Копейским и Миасским.
Сократилась также занятость в экономике территорий как в целом по области (на 1,4% в первом полугодии 2016 г. по сравнению с соответствующим периодом 2015 г.), так и в 8 городских округах и 20 муниципальных районах.
Второй год подряд падают реальные доходы населения: по итогам 2015 года они составили 93% к уровню 2014 года, а в I полугодии 2016 года упали до 88,4% от уровня соответствующего показателя 2015 года.

В результате Челябинская область по итогам 1 полугодия 2016 года вошла в число 14 регионов РФ, показавших отрицательную динамику по четырем ключевым показателям развития – индексу промышленного производства, объему работ в строительстве, обороту розничной торговли и реальным доходам населения.

Таким образом, есть все основания полагать, что Челябинская область находится в стадии кризиса, вызванного, в том числе и проблемами территориального развития.
В подобных условиях возрастает необходимость разработки новых моделей развития, направленных на обеспечение траекторий устойчивого развития в условиях обостряющейся неопределенности и исчерпанности резервов традиционного индустриального развития.
Каким же образом формируются новые модели развития в Челябинской области?
В мае 2014 г. разработана и принята уже упомянутая «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года», в ноябре того же года принят Закон Челябинской области от 27.11.2014 г. № 63-ЗО «О стратегическом планировании в Челябинской области».
Однако данные документы носят несколько декларативный и размытый характер, по сути являясь некоей декларацией намерений, а не осознанным и продуманным планом реальных действий.

В результате анализа информации, размещенной на сайтах губернатора и правительства Челябинской области, а также Министерства экономического развития, нами были выделены следующие направления, считающиеся приоритетными с точки зрения развития региона и его территорий:
- антикризисные меры по стабилизации социально-экономического положения;
- развитие внешнеэкономических связей, привлечение инвестиций;
- развитие малого бизнеса;
- импортозамещение;
- благосостояние и качество жизни населения.

4.jpg

Анализ показал, что по выбранным направлениям прогресса не достигнуто.

Как уже было отмечено, кризисные явления притормозить не удалось, ключевые экономические показатели снижаются, не давая особых надежд на будущее.
Снижается валовая добавленная стоимость ведущих отраслей деятельности (табл. 1), падает второй год индекс промышленного производства – в 2015 году он составил 98,5% от уровня 2014 г., а за 9 месяцев 2016 – уже 95,3%.
Ослабляются внешнеэкономические связи (табл. 3), уменьшается приток инвестиций в основной капитал: по итогам 2015 г. их объем составил 81,9% к уровню 2014 г., а в первом полугодии 2016 г. – 92,8% от соответствующего периода 2015 г.

5.jpg

Сокращается малый бизнес, снижается численность занятых в нем и объемы деятельности.
Так, если на 1 января 2014 года в области было зарегистрировано 4597 малых предприятий с численностью работников 151,7 тыс. чел., то уже на первое января 2015 г. их насчитывалось уже 4185 с численностью работников 129,2 тыс. чел., а на начало 2016 года – 3142 предприятия со 104,9 тыс. чел. Соответственно, за два года количество малых предприятий уменьшилась на 1455 единиц (31,6%), а численность занятых в них работников – на 46,8 тыс. чел (30,8%). Снижается и вклад малого бизнеса в экономику региона – оборот малых предприятий по итогам I полугодия 2016 г. составил 139150 млн. руб., тогда как год назад этот показатель равнялся 157645 млн. руб., то есть на 13,3% больше.
Естественно, что снижается занятость, уровень и качество жизни населения, доходы и фактическое потребление.

Однако, по сути все меры, предпринимаемые в регионе не предполагают каких-либо серьезных изменений в самой структуре хозяйствования и носят лишь реагирующий на вызовы времени характер.
На наш взгляд, регион нуждается в ряде детально проработанных действий, включающих в себя на первом этапе следующие направления:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей территориальное развитие региона;
- актуализация документов, определяющих территориальное развитие Челябинской области, в том числе корректировка «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года» и продление ее действия на более длительный период;
- улучшение качества взаимодействия органов исполнительной власти Челябинской области и муниципальных органов управления, представителями бизнеса и научного сообщества;
- постоянный мониторинг и анализ социально-экономических процессов в территориальном аспекте.

При этом основной задачей должно стать формирование территориального пространства, которое будет способствовать развитию разнопрофильных муниципальных образований с учетом их социально-экономических особенностей.
Такой подход предполагает не только создание новых «точек роста», но и поддержку социальных и инфраструктурных проектов в депрессивных территориях, направленных на развитии человеческого капитала.
Но в любом случае, недопустимо обострение противоречий между экономическим и социальным развитием территорий.