Сподобилась, наконец. Макбет в Камерном

18.09.2020 12:17
Автор: Виктория Олиферчук
Камерный театр в очередной раз умудрился возбудить своим «Макбетом» остатки электората, не разучившегося размышлять. Мнений много и разных, что радует – спектакль привлек внимание, и слава богу. Главное, в чем сошлись противоположности – «это оч красиво» и «надо бы перечитать Шекспира». Про «оч красиво» не написал только ленивый –безусловно и очевидно. Стилевое решение безупречно. Метафоричность, метафизичность и даже метаболичность – имеются.
Сподобилась, наконец. Макбет в Камерном*
не наше
Желание «перечитать Шекспира» похвально, значит, зацепило, появились вопросы, автор восстал из мертвых (причем прямо на сцене), перестал был памятником, аксиомой, снова ломаются копья и сомневаются умы.

Собственно говоря, программа -минимум выполнена.

Программу-максимум освоили не все. Спектакль не совсем традиционен (по крайней мере для местной сцены), воспринять новый вкус способен не каждый (как шоколад с перцем).

Вниманию публики режиссер представил образчик западного, европейского театра, (что вполне логично, Шекспир родился на этом самом западе), не слишком популярного на местных подмостках, а посему не всегда понятного публике. Русский театр «развратил» своего зрителя: каждый персонаж препарируется на глазах изумленной публики, мы видим, как герой рождается, меняется и умирает, что им движет и что он испытывает, наши сердца должны биться в унисон, чтобы возникло чудо эмпатии и догнал катарсис.

Западный театр, в отличие от русских полуфабрикатов, готовящихся в процессе действа, выдает готовый продукт: Макбет- победитель, Макбет – властолюбец, Макбет-колеблющийся, убийца и т д. На первом плане результат, путь к которому сжат по максимуму. «Джонни, я хочу монтаж. Поцелуй - чик - свадьба - чик - бэби!»

В итоге образ, характер персонажа не вырисовывается постепенно, проступая, как снимок на фотобумаге, а складывается в голове зрителя как мозаика. Р-рраз! Или не складывается. Или зритель не может сложить составляющие, потому что непривычно.

Понятно, что на первом показе спектакль традиционно был сыроват и встречались некоторые технические неполадки (типа звукового баланса, пардон, дисбаланса), но плюсов на взгляд пристрастного зрителя оказалось поболе.

Сама постановка вопроса – чтобы залезть на верх пирамиды нужно избавиться от ненужного барахла: чести, совести, порядочности. Там, на облаках, с таким грузом не продержаться.
Убивать только первый раз тяжело, потом пойдет, как по маслу. (А уж отобрать квартиру у многодетной матери.. или ветерана)

Но, боже! Как зло блистательно, белоснежно, роскошно… ( Дьявол носит Prada. Или Brioni).. и притягательно. Но плату берет по полной. Кровью. Человек, посягнувший на власть, обречен. На злодеяния или погибель. Из двух зол выбирают чаще первое. Макбет предпочел второе. Поступок не мальчика, но мужа. Да были люди в шекспировское время, не то, что нынешнее племя. Сейчас даже злодей измельчал. Эх, нет того романтизьму!

Король умер, да здравствует король! Был Дункан – шотландцы дрались. Стал Макбет – шотланды дерутся. Придет Малкольм – опять будут драться (Какая интересная у людей жизнь!) и опять будут летать трупы, как тряпичные куклы, потому что для небожителей мы – пушечное мясо, расходный материал, электорат. Все, кто взойдет на Олимп, будут поступать ровно также. Спасенья нет. Чем не трагедия?

История повторяется дважды: в первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса. Театр даже не пытается прикрыть параллели: сам Шекспир говорит прямым текстом. Эпидемия бубонной чумы или коронавируса – не в лоб, а по лбу для самых тугодумов.

Спектакль жутко театрален! Еще один огроменный плюс. При нынешнем засилье всевозможных нанотехнологий, натурпродукт без глютоманата и быстрой заморозки дорого стоит. Причем с самой первой сцены: гроб и мертвец в парике. Никаких мульти-пульти. Свет, цвет и актер. Вот вам и чудеса. Летающие манекены – просто супер. Игрушки, в которые играются сильные мира сего. Ну про красную шапочку Банко уже писали, а еще один супер – шлем Макбета, о! Как будто кто-то, чье имя называть нельзя, взял его голову в свои руки. И непонятно для чего: защитить от стрел врагов или оторвать и выкинуть собакам? И потом. Кого защищаем? Макбета от мира или мир от Макбета? Вот в чем вопрос. Лесенка-чудесенка, ведущая в рай или в ад. Дающая выход в другой мир, в бесконечность.. Изобретательно, талантливо.

Из категории личных радостей. Стихотворный текст на сцене – всегда геморрой. Слушать дробленые завывания на сцене – выше моих сил. В Камерном нашли какой-то разумный компромисс: стих не режет уши своей вычурностью, либо она доведена до точки кипения и эта пафосность повышает фарсовый градус.

Короче, редко какой спектакль хочется смотреть по второму кругу. На «Макбет» будет второй забег.