Политтехнолог Открытой России про Челябинск
Федеральным партиям не имеющим ресурсов необходимо сконцентрироваться на города-миллионниках и в добавку на ключевых городах имеющих собственные базы. Челябинск будет явно одним из опорных городов для любой оппозиционной федеральной кампании претендующей на успех, будь это кампания Яблока, Парнаса или любой другой партии.


Виталий Шушкевич, политтехнолог Открытой России (сотрудничающей с демократическими оппозиционными партиями и движениями, в том числе с Яблоком и Парнасом), с которым мы пересекались этим летом в Сибири и который участвовал в неплохой кампании в Бердске (город-спутник Новосибирска, во многом копия Копейска), написал про своё видение кампаний в ГосДуму на примере Челябинска. Концентрирует внимание на одномандатном округе, на Челябинском, куда входит ещё и ряд районов области, но опора всё-таки - Челябинск, что особенно понятно в контексте предыдущего заявления "Агитировать в деревне могут только прощелыги, берущие вас на понт. Надо ориентироваться на «многоквартирную застройку», т.е. города.". Сразу вспомнил яркие примеры прошедшей кампании в Горнозаводской зоне ЧО. Оба сильнейших кандидата ярко и активно агитировали в упомянутых многоэтажках, набрали практически поровну, но в одном случае "оппозиционер" вытащил победу собрав большинство в частной застройке, а в другом случае "оппозиционер" вообще не агитировал в посёлках и проиграл отдав весь протестный электорат в этих посёлках вообще третьему местному участнику. Хотя, конечно, КПД в многоэтажках безусловно всегда выше, даже учитывая, что в многоквартирных домах всех "задолбали", а в частном районе (куда мало кто добирается) встретят чуть ли не с хлебом и солью и поблагодарят за газетку "ну наконец-то, хоть прочитаем за кого голосовать".
Факторы, который указывает Виталий, конечно влияют, но указаны скорее конкретные конфликты.Дело не в посадке Сандакова и не в протесте против создания Томинского ГОКа, а в конфликтах "силовики vs несиловики" (по формальному признаку) и "природоохранное движение vs промышленное освоение" (не всегда так чётко). Ну а выборность глав муниципалитетов - это да, но только если люди поймут, что они живут хуже из-за того, что глава назначается, а не ими выбирается. Проще всего это сделать критикуя конкретные личности. Поэтому вполне ожидаемо, что Дубровского и Тефтелева ждут наезды, которые вяло, но уже появлялись перед голосованием в областной ЗакС и прослеживаются в рассматриваемых первых впечатлениях готовящего исследование :)
Залоги успеха - полностью соглашусь, хотя конечно отдельные детали уже вряд ли будут такими как описано.
Ну и исходя из высказанного ранее, предлагаемый Виталием контур кампании неплохо было бы скорректировать. Из парламентских партий СР продолжит активно использовать тему проблем сферы ЖКХ и периодически окрикивая из Москвы "агентов влияния Запада", КПРФ сконцентрирует внимание на социально-экономическом протесте и мечтах о прошлом, паралельно отбиваясь от Коммунистов России и тоже периодически покрикивая на "агентов влияния Запада", ЛДПР просто опять устроит цирк. Если и начинать коалиционные переговоры с публикации экспертизы по ГОКу (с чего-то же начинать же нужно), то это имеет смысл только для Яблока и Парнаса, но это опять разговоры об объединении... Существует опасность повторения кампании в ГосДуму 2003 года, что в некотором роде повторилось в этом году в Костромской области, когда региональные голоса были растащены, а в Костромскую городскую Думу голоса собрало Яблоко, благодаря неучастию Парнаса в кампании в гордуму. Звучащие претензии порой вполне существенные, но меркнут ввиду низких результатов. Нужен кто-то третий, к кому терпимо относятся и те и другие, кто мог бы объединить под выборы в ГосДуму (в т.ч. и поэтому у Навального в Москве был высокий результат, выступив третьим). Тем более, что и сил у демократических полит.объединений мало. В Челябинской области былого активного Яблока не осталось (результат в ЗакС оказался худшим среди всех кампаний в местный региональный парламент), а в Парнасе многие не имеют опыта успеха в крупных кампаниях, плюс у всех отсутствуют существенные ресурсы на кампанию в полумиллионном округе.
В итоге, в одномандатных округах может победить либо кандидат-бизнесмен получивший от Парнаса/Яблока лицензию "без подписей", либо лидеры местных отделений при полностью единой кампании и аккумуляции всех ресурсов. Ну а общий процент в регионе, учитывая всё вышесказанное и настрой жителей, составит 5-8%, которые будут или растащены или аккумулированы кем-то одним.