Почему фотография — искусство настоящего времени

Эти страницы могут быть фотографическим завещанием фотохудожника Владимира Белковского. 21 ноября исполнится ровно двадцать лет, как его не стало с нами.
Почему фотография — искусство настоящего времени *
не наше
Коллеги мастера вспоминают о нем до сих пор, как о человеке и художнике, чьи советы помогали им  развиваться в фотографии и даже побеждать своими работами на престижных в те годы фотофорумах страны и Европы. Отец был художественным руководителем Челябинского городского фотоклуба в лучшие его времена – 60-80-е годы.

Случайно встретил в отцовском архиве эти несколько страниц. Тема в них была задана так: что отличает фотоискусство от других видов искусств?
Мне кажется и сейчас эти мысли и наблюдения отца интересными и актуальными.

24102_300.jpg


Первое о чем он говорит – документальность. Нельзя сейчас снять Пушкина. Нельзя показать с помощью фотокамеры, какие мы будем через неделю. Через год. Поэтому говорят: фотография – искусство настоящего времени. Но это не совсем так. От нажатия спусковой кнопки до готового отпечатка надо, по крайней мере, несколько минут, то есть несколько десятков секунд. За это время в наш атомный век может многое произойти, и то. Что было только что настоящим, станет уже прошлым.

Вот почему говорят: история пишется объективом.

— Любой снимок – это документ истории, — говорит Владимир Белковский, — Но, с другой стороны, далеко не каждый снимок, произведение искусства. Несколько сот или даже тысяч кадров надо сделать, чтобы получить фото, которое будет содержать эстетическую информацию. Можно сделать миллион кадров – и не получить ни одного снимка, который мог бы стать произведением искусства.

Можно взять кисть и что-то рисовать. Случайно можно получить шедевр. Но вероятность этого гораздо меньше, чем возможность выиграть в спортлото. Почему?
Речь ведь идет о произведении искусства, а рождение это – будь то картина, скульптура, книга или фото – связано совсем не с кистью и красками, гусиным пером или авторучкой, типом фотокамеры или объектива. Рождение его связано с личностью художника – с его взглядом на мир, с его чувствами, с его переживаниями и эмоциями не только в момент съемки, но и при дальнейшей работе над отпечатком.

Что легко, не в муках рождается, как правило, и быстро умирает. Что недорого автору, вряд ли будет дорого и зрителю.

23986_300.jpg

И здесь не имеет решающее значение, кто изображена снимке – знаменитый человек или неизвестная личность. Можно сфотографировать свою жену, можно главу государства. Результат зависит прежде всего от того, с помощью чего создано фото – камерой и проявителем или сердцем и кровью.

После талантливого фотографа остается обычно несколько десятков снимков. На большее просто не хватает ударов сердца и крови.

Но и этого мало. Фотоискусство сильно своей документальностью. Но документальность – это не натурализм, в прежде всего правда. Но и этого мало. Надо отразить не правду факта, а правду образа, правду идеалов, правду об одном человеке сделать правдивым рассказом о человечестве.

Вот здесь человек с камерой должен видеть гораздо дальше, чем фотоаппарат. Видеть шире и глубже, чем это может сделать объектив его камеры. Надо суметь в буднях увидеть то, что другие не увидели.

И еще одно требование.

24475_300.jpg

Фотохудожник должен нести зрителю положительный заряд эмоций, чтобы он не изображал. Молодость или старость, радость или печаль. Фотография может быть черно-белой или совсем черной. Но нести человеку она должна радость и счастье, надежду и любовь, призыв к борьбе, а не к апатии и бессилию.

Владимир Белковский
Эти записки отпечатаны на пишущей машинке , еще до входа в наш быт компьютеров. Публикуются, скорее всего, впервые.

Сергей Белковский