Обеспечить единство власти: 5 тезисов о пенсионной реформе

16.07.2018 14:52
Автор: Дмитрий Орлов
В этих тезисах я попытался прежде всего систематизировать ранее высказанные мной соображения по этой теме. Но - не только.
Обеспечить единство власти: 5 тезисов о пенсионной реформе*
1. Пенсионная реформа неизбежна. Соотношение численности работающих и пенсионеров неблагоприятно, кроме того, оно постоянно ухудшается - и с точки зрения ожидаемых поступлений в Пенсионный фонд, и на фоне подобных соотношений в европейских странах. Нигде в мире нет возраста выхода на пенсию, описываемого действующей у нас формулой "60/55". Продолжительность жизни населения выросла по сравнению с временами, когда этот возраст вводился, и вырастет еще. Можно привести еще немало аргументов (и они приводятся правительством), но общая логика ясна: повышать возраст выхода на пенсию придется. Это не прихоть власти, а необходимость.

2. Оппозиция не смогла и не сможет оседлать возможную протестную волну. Большинство населения оценивает повышение пенсионного возраста негативно - это давно известно. Однако из этого не следует ни автоматическое возникновение масштабного протестного движения против такого решения, ни объединение оппозиции против власти. Прошедшие в начале июля митинги далеко не везде были масштабными и практически не сопровождались политическими требованиями. Конечно, еще предстоит общенациональная акция КПРФ по "пенсионному референдуму" в конце июля, но вряд ли она качественно изменит ситуацию. КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", ФНПР и Конфедерация труда действуют раздробленно. "Опрокинуть" правительство, создав коалицию против него, проведя масштабные общенациональные акции и добившись внеочередных парламентских выборов, на которых лишить "Единую Россию" большинства в Думе -- такой сценарий сегодня просто невероятен. К тому же падение рейтингов президента и "Единой России" прекратилось, а на минувшей неделе они даже незначительно выросли. Не исключено, что их позитивная коррекция продолжится. Рост рейтингов КПРФ и ЛДПР был незначительным, и он уже остановился. Мой прогноз: кандидаты от этих партий на выборах в региональные законодательные собрания на фоне заявленной пенсионной реформы могут незначительно улучшить свои результаты по сравнению с изначально ожидавшимися. Невеликий приз.

3. Формат дискуссии о пенсионной реформе: рамки заданы. Дискуссия о пенсионной реформе идет сегодня везде. Однако реальное влияние на окончательный текст закона может оказать только профессиональная дискуссия. Площадки "Единой России" (Социальная платформа партии, дискуссия в регионах, проходящая со 2 по 30 июля), очевидно, как раз и служат основой такой дискуссии. Ясно, что "Единая Россия", собирая предложения и коррективы к правительственному законопроекту, действует тем не менее солидарно с правительством. Само понятие "предпенсионный возраст", трудовые и медицинские гарантии, реальное повышение пенсий -- все это и многое другое обсуждается именно на площадках правящей партии. К тому же в них принимают участие известные специалисты: представители профильных министерств и ведомств, парламентские деятели, давно работающие по этой теме (Андрей Исаев, Галина Карелова, Ольга Баталина, Валерий Рязанский), эксперты в сфере социальной политики.

4. В продвижении пенсионной реформы власть должна быть единой. Законопроект о пенсионной реформе внесло правительство, региональные законодательные собрания должны в соответствии с законом дать законопроекту оценку. Судя по динамике решений, которые принимают региональные парламенты, их будет вполне достаточно для одобрения законопроекта Государственной думой в первом чтении. К тому же ни одного негативного решения нет. Утечки из недр думского аппарата про неточно оформленные и тем более неверно принятые акты региональных законодательных собраний, на мой взгляд, не стоит воспринимать всерьез - трудно предположить, что в региональных парламентах (и содействующих процессу сбора отзывов федеральных структурах) нет квалифицированных юристов. Однако общественное мнение довольно тревожно, в 27 регионах 9 сентября проходят выборы, и у депутатов на местах должна быть известная свобода формата в принятии оценивающих решений по этому законопроекту. В рамках закона, конечно.

5. Право на "большой маневр" по пенсионной реформе есть только у президента. Моноцентрическая политическая система, существующая в России, предполагает, что важнейшие решения принимаются субъектом, находящимся в ее ядре и располагающим общественным доверием, -- президентом. В этом смысле и реальная субъектность есть только у него. Остальные (некоторые) игроки обладают лишь автономией различного масштаба и характера. Ясно, что при принятии решений, подобных решению о повышении пенсионного возраста, автономия игроков, которые ею так или иначе располагают, не расширяется, как можно было бы (весьма наивно) предположить, а сужается. На мой взгляд, окончательная конфигурация пенсионной реформы будет отличаться от правительственного законопроекта, который внесен в Думу и будет рассмотрен на следующей неделе. Однако как именно отличаться -- решит президент. И ему не стоит в этом мешать.