Об "экологическом" мышлении первопоселенцев наших крепостей

Под нашими я имею в виду Челябинскую, Чебаркульскую, Миасскую и Еткульскую. Приведенный дальше текст - отрывок из книги "От Далматова монастыря до Чебаркульской крепости".
Об "экологическом" мышлении первопоселенцев наших крепостей*
Есть очень интересное замечание П.С. Палласа о том, как расчищали участки под пашни: «Прочая часть дороги до Чебаркульска (от Кундравов – Г.С.) заключала березами обросшее поле, по коему многие места для пашен приуготовляемы быть начинали. Сие делают таким образом: березовый пень обрубают близ земли кругом, от чего дерево в следующий год засохнет, а через шесть или восемь лет згниет и наконец от ветру повалится: тогда сжегши оное обращают земли в пашню». Паллас был несколько шокирован таким расточительством, заметив, что в других местах лесом весьма дорожат. Вообще, есть один момент, который не совсем вписывается в наши представления о системе хозяйствования того времени. Мы все знаем, что трехпольная система земледелия стала обычным явлением в России с XVI в. Но в одном из указов провинциальной канцелярии довольно подробно объясняется как нужно организовывать трехпольную пашню, более того, указывается, что это не первый такой документ. Сказано довольно однозначно: «отвесть три поля и пахать против обыкновения русских городов: чтоб где яровой хлеб то б в том поле рожь сеяна не была, а в коем рожь посеетца в том ярового не сеять и тако для выпуску скота будет толока и для того разводу выбрать казаков тех кои русских городов и знают русское в пашне обыкновение ис каждой сотни человека по два». Похоже, обилие земли избаловало здешних крестьян и они просто выпахивали участок до его истощения, а потом переходили на новое место.