О транспорте, блогерах-урбанистах и переходах

07.08.2018 17:30
Автор: Андрей Минченко
Невозможно стать модным блоггером-урбанистом, если повторять всем очевидные простые истины. Нужно что-нибудь этакое… Сужать дороги, когда все стараются их расширить, стоять в пробках, когда кому-нибудь вдруг удается их преодолеть…
О транспорте, блогерах-урбанистах и переходах*
не наше
Некоторые идеи несомненно полезны. С некоторыми, подобными зонам отдыха из складского мусора, можно смириться.
Но отдельные идеи исключительно вредны для города. Сужение дорог и борьба с переходами – из их числа.

Начнём с того, что свободные пешеходные пространства для дальних прогулок у нас востребованы, в лучшем случае, 5 месяцев в году. В дождь, гололед, мороз и вьюгу они никому не нужны. В такую погоду люди предпочитают именно автомобили. И подземные переходы.

Кроме того, мало кому нравится романтика общественного транспорта – мерзнуть на остановке, затем с разбегу втискиваться в переполненный автобус, и полчаса-час толкаться там под свежий запах чьего-нибудь утреннего перегара.

Районы города у нас отдалены друг от друга на десятки километров, причём метро у нас нет. Наземный общественный транспорт для таких расстояний является слишком медленным.
Особенно автобусы и троллейбусы, которые перевозят стоящих людей, – им недоступны резкие разгоны, торможения и перестроения, необходимые в городском потоке. При этом они передвигаются по тем же самым дорогам, которые «урбанисты» предлагают сужать и перекрывать светофорами, создавая новые пробки. Выделенные полосы – лишь частичное решение, порождающее новые проблемы.

Климат, давка в час пик и дальние расстояния при отсутствии метро – это основные причины, по которым горожане предпочитают личные автомобили. И они будут продолжать ими пользоваться, даже если добавятся часовые пробки. Опыт других российских мегаполисов это полностью подтверждает.
Кстати, по тем же самым причинам, люди предпочитают маршрутки автобусам – они быстрее, комфортнее и гораздо чаще подходят к остановкам.

Далее, ключевая проблема Челябинска – это загрязнение воздуха. Треть проблемы – автотранспорт. При этом, автомобили, медленно ползущие в пробках, создают многократно больше выбросов, чем движущиеся в свободном потоке. При заужении дорог, метафора «город задыхается в пробках» станет для Челябинска буквальной реальностью.

Теперь о переходах. На перекрёстке ул.Кирова-Бр.Кашириных пробки есть уже сегодня. С завершением строительства третьего уровня транспортной развязки и моста через ж/д и «Меридиан», ведущего в район ЧТЗ, транспортный поток через этот перекрёсток вырастет многократно. Подземный переход там необходим. Его доступность для колясок, велосипедов и пожилых людей нужно обеспечить обустройством пологих пандусов (фото).

В подземном переходе на перекрёстке Кирова и Труда такой насущной необходимости нет. Однако напомню, что сегодня там мало пробок только потому, что переход через проезжую часть улицы Кирова закрыт для пешеходов. Если развивать логику прогулок по набережной, этот участок придётся перекрыть пешеходным светофором, и пробки появятся. Так что если на строительство подземных пешеходных переходов удается получить федеральное софинансирование, можно построить и здесь. Если речь только о городском региональном бюджете, возможно следует найти другие приоритеты. Но пешеходный переход тогда оставить в том виде, как сегодня – без перехода через проезжую часть Кирова.

Подводя итоги, хочется верить, что городские власти при планировании транспортных систем будут руководствоваться математическими моделями, составленными профессиональными проектировщиками, а не досужими домыслами модных блоггеров, заявляющих себя «урбанистами». По крайней мере до появления в Челябинске полноценного метро.
И конечно, хотелось бы, чтобы сметы строительства подземных переходов стали бы ощутимо дешевле.