О пользе искусственного дыхания не тому пациенту

09.04.2018 16:10
Автор: Андрей Минченко
По просьбе Николая Сандакова, прозвучавшей в нашей излишне пылкой, но познавательной пятничной дискуссии, публикую своё мнение о программе движения “Челябинск Дыши”.
О пользе искусственного дыхания не тому пациенту*

Казалось бы, ещё одно экологическое движение для Челябинска не является лишним - накопленных проблем хватит на всех. Но если внимательно ознакомиться с его программой, возникает ряд вопросов, в том числе и крайне серьезных:

1. В программе нет требований об установке газоочистного оборудования на предприятиях. То есть совсем нет.
Есть требование к модернизации переносимых за город производств. Но до переноса предприятия будут дымить, как дымят. 
Если подумать, то в этом нет ничего удивительного (см.п.2). Но последователям движения следует понимать, что они выступают ПРОТИВ УСТАНОВКИ ГАЗООЧИСТОК. Даже против тех, которые “Мечел” уже намерен построить, в соответствии с подписанным соглашением с правительством области, а также на основе выводов эко-аудита.

2. Требование переноса производств полностью противоречит идее установки новых газоочистных систем на действующих в городе производствах.
Все это понимают? Сомневаюсь, т.к. движение не афиширует сей факт.
Как только металлурги поймут, что угроза переезда реальна, они прекратят всякие инвестиции в новые эко-программы - никто не будет тратить деньги на цеха и печи, подлежащие сносу. 
После этого они уйдут в глухую оборону - всё только через суд, и решение экологических проблем затянется на неопределенный срок.
Но даже в случае их доброй воли, металлургические заводы в чистом поле не могут быть построены и запущены быстрее 6-8 лет. Обосную это в отдельной публикации.
То есть, согласно требованиям “Челябинск Дыши”, НИКАКОГО УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЗДУХА в течение 6-8 лет не произойдет.

3. Требование о снижении загрузки производственных мощностей в НМУ ...уже выполнено, и даже перевыполнено.
Как это возможно? Загрязнители сегодня выбрасывают 30-40% от предельно допустимых выбросов - с точки зрения закона, это и есть то самое снижение загрузки мощностей, причем на 60-70%.
Именно поэтому Росприроднадзору сегодня приходится проявлять крайнюю изобретательность, чтобы привлечь предприятия к порядку в периоды НМУ.
В проекте Стратегии-2035, вместо привязки к мощностям, предлагается добиваться полной отмены и пересмотра утвержденных планов работы в периоды НМУ с учетом фактического влияния выбросов на ближайшие селитебные территории. Правовые основания для этого сегодня крайне шаткие, однако попытаться нужно.

4. Сеть наблюдения за атмосферным воздухом - правильное требование. Но сегодня она уже развивается, причем вне зависимости от требований группы (см. мою пятничную публикацию по ЧЦЗ). В 2018 году два поста будут модернизированы, два - будут куплены и установлены, плюс новая мобильная лаборатория, плюс два поста “Мечела”.
Росприроднадзор решает вопрос по установке постов наблюдения в контрольных точках на границе СЗЗ предприятий,
а законопроект о датчиках на трубы предприятий из списка 300 недавно внесен в Госдуму РФ.
Тем не менее, к улучшению качества воздуха всё это приведет далеко не сразу, так как законных механизмов воздействия на загрязнителей сегодня явно недостаточно.
По этой причине власти Челябинской области инициировали законопроект о нормировании выбросов предприятий на основе сводных расчетов, согласно которому предельно допустимые выбросы заводов будут максимально снижены, а виновников сверхнормативных загрязнений можно будет определять по факту превышения ПДК на жилых территориях (что сегодня почти невозможно). Обновленная версия такого законопроекта, распространяющаяся только на Челябинскую область в качестве пилотного региона, будет передана Минприроды на рассмотрение Правительству РФ в самое ближайшее время.
Однако все эти важные законодательные аспекты в требованиях группы отсутствуют.

5. Требование об увеличении налога на землю в 100 раз противоречит закону.

6. Требования по федеральному законодательству слишком расплывчаты, срок 3 месяца - заведомо невыполнимый. К тому же, движение может внести законодательные инициативы самостоятельно, через наших депутатов.

7. Требования по медицине и оргструктурам никак не повлияют на чистоту воздуха.

8. Требование по Фортуму поддерживаю, но это не главный загрязнитель. Тем более что с прекращением использования коркинского угля, качество выбросов должно существенно улучшиться и без перехода на газ.

9. Требование о тушении Коркинского разреза, с одной стороны, уже отчасти выполняется, а с другой, тушение - это всё равно полумера, необходима рекультивация разреза.
Требования по свалке - уже выделено федеральное финансирование, планируется ускорение рекультивации к ШОСу. Требование о переработке 65% твердых бытовых отходов, по мнению специалистов, на практике невыполнимо.
Требования по озеленению и автотранспорту уже включены в Стратегию-2035, детали и цифры еще будут публично обсуждаться.

РЕЗЮМЕ:
Основное требование движения (перенос металлургических производств за 2,5 года) является абсолютно невыполнимым. Теоретически возможен перенос на горизонте 6-8 лет, но он будет стоить сотни миллиардов рублей, которых пока нет ни у кого.

То есть движение “Челябинск Дыши” заведомо ведет нас в затяжной экологический тупик, в течение которого основные загрязнители гарантированно не будут строить новые газоочистные сооружения.
Второстепенные требования движения уже выполняются, либо запланированы в Стратегии-2035, причём на самые ближайшие годы. 
Другие возможности улучшения качества воздуха, такие как пересмотр нормативов ПДВ или законопроект о нормировании выбросов на основе сводных расчетов, находятся за пределами внимания активистов группы.

Полагаю, что движение “Челябинск Дыши” создано Николаем Сандаковым с целью личной борьбы против губернатора. Именно это требование он в основном заявляет главным в своих публикациях.
Невыполнимость переноса заводов к 31.12.2020 при этом крайне удобна для того, чтобы заявлять о “бессилии” власти.
Поддерживать или нет - решайте сами. Но ни к какому заметному улучшению качества воздуха требования группы привести не могут - движение выступает ПРОТИВ УСТАНОВКИ ГАЗООЧИСТОК на сталеплавильных производствах.
И это не единственные негативные последствия.

1-m.jpg

2-m.jpg