Мулла, учитель, бунтовщик и литератор
В 1755—1756 годах на Южном Урале произошло восстание, которое обычно называют «восстанием Батырши». Настоящее имя организатора восстания Габдулла, фамилию (точнее отчество) пишут в разных вариантах – Галиев, Алиев, Алеев. Но известен он под именем Батырша. Описывать восстание не буду – это тема не статьи, а книги, да и книги про это восстание уже написаны. Есть и книги про Батыршу.

На картине показано, разумеется, современное представление о Батырше.
Укажу только, что это была первая и единственная попытка организованного выступления по всей территории Южного Урала. И организатором, несколько лет прощупывавшим почву, а затем готовившим это восстание, был именно Габдулла Алеев. Попытка почти удалась, но только почти… Тем не менее, имя Батырши Алеева навсегда вписано в историю Южного Урала. Я хотел бы здесь рассказать о некоторых моментах из его жизни, связанных с нашими краями, с Южным Зауральем. Опираться в своем рассказе я буду на работы Файзулхака Габдулхаковича Ислаева (автора одной из книг о Батырше) и опубликованные документы того времени, в первую очередь на «Письмо Батырши императрице Елезавете Петровне», изданное в Уфе в 1993 году. В письме Батырша подробно описывал ситуацию сложившуюся накануне восстания и свои впечатления от общения с людьми.
Батырша родился в деревне Карыш (ныне село Верхний Карыш Балтачевского района Республики Башкортостан) в 1710 году в семье муллы Туктаргали Дусалиева. По достижении примерно 7-8 лет стал учиться у своего отца в мектебе при мечети деревни Карыш. Позже, по достижении 15 или 16 лет отец направил его в медресе знаменитого имама Абдурахмана Тайсугани в деревне Тайсуганово (сегодня это Альметьевский район Республики Татарстан). Как пишет Ф.Г. Ислаев, это медресе стало «местом формирования его взглядов под непосредственным влиянием известного имама и поэта Абдурахмана Тайсугани». В 1733 году он направился в деревню Ташкичу, в Заказанье, для продолжения религиозного образования. В общей сложности Габдулла Галеев учился около 18 лет. По окончании обучения стал преподавать в мектебе – религиозная школа низшей ступени. Около четырех лет, в 1746–1749 годах, он служил муллой и мугаллимом (преподавателем в мектебе) здесь, в Зауралье, у мещеряков команды Муслюма Аширова.
О служилых мещеряках команды Муслюма Аширова я уже писал как-то. Напомню, что в 1742 году им была отведена земля по реке Тече, а также озера Тишки, Кунашак, Чебакуль… Одна из первых деревень, которая была основана мещеряками – Кунашак, скорее всего, на месте существовавшей деревни Итаяковой. Именно в Кунашаке и служил муллой Батырша, там же и преподавал. Вплоть до последней трети XIX века ситуация с образованием в православных и мусульманских деревнях Южного Урала сильно отличалась. Почти во всех татарских и башкирских деревнях были мечети и практически при каждой мечети была низшая школа – мектеб, где учились многие дети. Учились они писать и читать на тюркском языке (в документах того времени писали – «на татарском»). Поэтому процент грамотных среди мусульманского населения был существенно выше, чем среди православного, но как писал один из современников, писать и читать они умели «на своем языке».
Здесь же, в Кунашаке, Батырша женился. Женой его стала двадцатидвухлетняя Гульбохар Хасанова (Асанова), дочь служилого мещеряка Асяна Тукаева из деревни Улугуш Исетского ведомства, близкая родственница старшины Муслюма Аширова. В 1749 году Батырша с женой уехал в свою родную деревню Карыш, где стал имамом мечети и открыл медресе – школу более высого уровня, чем мектеб. Вскоре он стал одним из самых известных мусульманских религиозных деятелей Южного Урала.
В 1754 году он приезжал в гости в команду старшины Мслюма Аширова. Как писал он позже в своих показаниях: “Население Муслимова аула , приняв мое пребывание в гостях за благоприятный случай, оказали мне почести и уважение и, пригласив из окрестных аулов мулл и других, устроили в своих летних аулах-кочевьях круг и одаривали народ разными благами и вещами”[1]. «Средь мишеров команды того Муслима я пробыл около месяца, или более того. У некоторых я ночевал 5 раз у некоторых 6 раз; в доме Мянсура также провел 6 или 7 ночей…. Ясаул Мансур Тукай-улы – ис команды старшины Муслима и аула Муслима тоже. Но в данное время он ушел из аула старшины Муслима в Янги-аул, за 70 верст от аула Муслима. По собственному приглашению самого того Мансура я ночевал у него. Он пригласил меня, чтобы я читал Коран по душе ушедшей из сего мира покойной его матери»[2]. Мансур Тукаев – дядя жены Батырши, основатель деревни Мансурово, которая сегодня относится к Сафакулевскому району Курганской области. Приехав к Мансуру Батырша спрашивал его «о переменчивости времен и об изменении обстоятельств», в ответ на что услышал: «По желанию падишаха (царя – Г.С.) я проливал кровь своих мусульман; не щадя своей души и идя навстречу стрелам и пикам, мужественно перенес многие раны: в конце концов «наши челны сели на мель» (то есть «мы зашли в тупик») [3].
Разговаривал он и с самим Муслюмом Ашировым. Вместе они ездили к жившим рядом башкирам племени сальют. Эту поездку в письме императрице Елизавете Петровне Батырша описал довольно подробно, описав настроение салют. Я приведу лишь одну фразу из его письма: «Некоторые говорили: «Мы не называем падишаха злодеем – он справедливый, однако, какая нам польза от его справедливости, находящейся у него за пазухой и не дошедшей до нас?»[4].
Таким образом, Батырша описывал настроение башкир и мещеряков, объясняя причины начала восстания. Интересно, что братья его жены, жившие в деревне Чулмяк (Чумляк), пошли учиться к нему в медресе. После того, как восстание потерпело поражение, а Батырша вместе с учениками был арестован, все они оказались под следствием…
Батырша Алеев – мулла, богослов, учитель, бунтовщик и литератор, оказывается, был довольно тесно связан с нашими краями. Из его письма мы узнаем подробности о жизни башкир и мещеряков того времени. В частности, что мещеряки тогда на летнее время тоже переселялись в юрты, на летние пастбища, которые, хоть и находились недалеко от постоянных жилищ, но все же назывались «кочевьями». Таким образом, Батырша выступал еще и как бытописатель, будучи одним из очень немногих авторов, описывавших такие моменты, которые в официальных документах не упоминаются. И у нас есть повод вспомнить о Батырше Алееве не только как об организаторе восстания, но и как о человеке, обладавшем немалым литературным даром, оставившем после себя описание ситуации на Южном Урале в середине XVIII века.
[1] Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне. – Уфа: УНЦ РАН, 1993. – 250 с. – С. 76.
[2] Материалы по истории Башкирской АССР. Т. II. № 127/IV. – http://ufagen.ru/node/29490
[3] Письмо Батырши... – С. 80.
[4] Письмо Батырши... – С. 78.
Укажу только, что это была первая и единственная попытка организованного выступления по всей территории Южного Урала. И организатором, несколько лет прощупывавшим почву, а затем готовившим это восстание, был именно Габдулла Алеев. Попытка почти удалась, но только почти… Тем не менее, имя Батырши Алеева навсегда вписано в историю Южного Урала. Я хотел бы здесь рассказать о некоторых моментах из его жизни, связанных с нашими краями, с Южным Зауральем. Опираться в своем рассказе я буду на работы Файзулхака Габдулхаковича Ислаева (автора одной из книг о Батырше) и опубликованные документы того времени, в первую очередь на «Письмо Батырши императрице Елезавете Петровне», изданное в Уфе в 1993 году. В письме Батырша подробно описывал ситуацию сложившуюся накануне восстания и свои впечатления от общения с людьми.
Батырша родился в деревне Карыш (ныне село Верхний Карыш Балтачевского района Республики Башкортостан) в 1710 году в семье муллы Туктаргали Дусалиева. По достижении примерно 7-8 лет стал учиться у своего отца в мектебе при мечети деревни Карыш. Позже, по достижении 15 или 16 лет отец направил его в медресе знаменитого имама Абдурахмана Тайсугани в деревне Тайсуганово (сегодня это Альметьевский район Республики Татарстан). Как пишет Ф.Г. Ислаев, это медресе стало «местом формирования его взглядов под непосредственным влиянием известного имама и поэта Абдурахмана Тайсугани». В 1733 году он направился в деревню Ташкичу, в Заказанье, для продолжения религиозного образования. В общей сложности Габдулла Галеев учился около 18 лет. По окончании обучения стал преподавать в мектебе – религиозная школа низшей ступени. Около четырех лет, в 1746–1749 годах, он служил муллой и мугаллимом (преподавателем в мектебе) здесь, в Зауралье, у мещеряков команды Муслюма Аширова.
О служилых мещеряках команды Муслюма Аширова я уже писал как-то. Напомню, что в 1742 году им была отведена земля по реке Тече, а также озера Тишки, Кунашак, Чебакуль… Одна из первых деревень, которая была основана мещеряками – Кунашак, скорее всего, на месте существовавшей деревни Итаяковой. Именно в Кунашаке и служил муллой Батырша, там же и преподавал. Вплоть до последней трети XIX века ситуация с образованием в православных и мусульманских деревнях Южного Урала сильно отличалась. Почти во всех татарских и башкирских деревнях были мечети и практически при каждой мечети была низшая школа – мектеб, где учились многие дети. Учились они писать и читать на тюркском языке (в документах того времени писали – «на татарском»). Поэтому процент грамотных среди мусульманского населения был существенно выше, чем среди православного, но как писал один из современников, писать и читать они умели «на своем языке».
Здесь же, в Кунашаке, Батырша женился. Женой его стала двадцатидвухлетняя Гульбохар Хасанова (Асанова), дочь служилого мещеряка Асяна Тукаева из деревни Улугуш Исетского ведомства, близкая родственница старшины Муслюма Аширова. В 1749 году Батырша с женой уехал в свою родную деревню Карыш, где стал имамом мечети и открыл медресе – школу более высого уровня, чем мектеб. Вскоре он стал одним из самых известных мусульманских религиозных деятелей Южного Урала.
В 1754 году он приезжал в гости в команду старшины Мслюма Аширова. Как писал он позже в своих показаниях: “Население Муслимова аула , приняв мое пребывание в гостях за благоприятный случай, оказали мне почести и уважение и, пригласив из окрестных аулов мулл и других, устроили в своих летних аулах-кочевьях круг и одаривали народ разными благами и вещами”[1]. «Средь мишеров команды того Муслима я пробыл около месяца, или более того. У некоторых я ночевал 5 раз у некоторых 6 раз; в доме Мянсура также провел 6 или 7 ночей…. Ясаул Мансур Тукай-улы – ис команды старшины Муслима и аула Муслима тоже. Но в данное время он ушел из аула старшины Муслима в Янги-аул, за 70 верст от аула Муслима. По собственному приглашению самого того Мансура я ночевал у него. Он пригласил меня, чтобы я читал Коран по душе ушедшей из сего мира покойной его матери»[2]. Мансур Тукаев – дядя жены Батырши, основатель деревни Мансурово, которая сегодня относится к Сафакулевскому району Курганской области. Приехав к Мансуру Батырша спрашивал его «о переменчивости времен и об изменении обстоятельств», в ответ на что услышал: «По желанию падишаха (царя – Г.С.) я проливал кровь своих мусульман; не щадя своей души и идя навстречу стрелам и пикам, мужественно перенес многие раны: в конце концов «наши челны сели на мель» (то есть «мы зашли в тупик») [3].
Разговаривал он и с самим Муслюмом Ашировым. Вместе они ездили к жившим рядом башкирам племени сальют. Эту поездку в письме императрице Елизавете Петровне Батырша описал довольно подробно, описав настроение салют. Я приведу лишь одну фразу из его письма: «Некоторые говорили: «Мы не называем падишаха злодеем – он справедливый, однако, какая нам польза от его справедливости, находящейся у него за пазухой и не дошедшей до нас?»[4].
Таким образом, Батырша описывал настроение башкир и мещеряков, объясняя причины начала восстания. Интересно, что братья его жены, жившие в деревне Чулмяк (Чумляк), пошли учиться к нему в медресе. После того, как восстание потерпело поражение, а Батырша вместе с учениками был арестован, все они оказались под следствием…
Батырша Алеев – мулла, богослов, учитель, бунтовщик и литератор, оказывается, был довольно тесно связан с нашими краями. Из его письма мы узнаем подробности о жизни башкир и мещеряков того времени. В частности, что мещеряки тогда на летнее время тоже переселялись в юрты, на летние пастбища, которые, хоть и находились недалеко от постоянных жилищ, но все же назывались «кочевьями». Таким образом, Батырша выступал еще и как бытописатель, будучи одним из очень немногих авторов, описывавших такие моменты, которые в официальных документах не упоминаются. И у нас есть повод вспомнить о Батырше Алееве не только как об организаторе восстания, но и как о человеке, обладавшем немалым литературным даром, оставившем после себя описание ситуации на Южном Урале в середине XVIII века.
[1] Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне. – Уфа: УНЦ РАН, 1993. – 250 с. – С. 76.
[2] Материалы по истории Башкирской АССР. Т. II. № 127/IV. – http://ufagen.ru/node/29490
[3] Письмо Батырши... – С. 80.
[4] Письмо Батырши... – С. 78.