Макрорегионы, Челябинск и Стратегия-2025

30.08.2018 12:50
Автор: Андрей Минченко
Существующая система экономической конкуренции между субъектами Российской Федерации далеко не всегда на пользу развитию экономики страны в целом. Фактические лидеры оттягивают на себя все ресурсы, включая бюджетные, административные, инвестиционные и кадровые.
Макрорегионы, Челябинск и Стратегия-2025*
не наше

А целенаправленное развитие межрегиональной кооперации чаще существует на словах, чем на деле. В такой ситуации у отстающих регионов нет никаких шансов наверстать упущенное.


Можно ли устранить этот перекос за счет создания макрорегионов – новой инициативы Минэкономразвития РФ? 

Смотря какие задачи заложены в проект данной реформы. Хотелось бы верить, что это не просто очередная чиновничья надстройка, и не попытка улучшить показатели на бумаге, когда отстающие вдруг превратятся в «растущих» за счёт арифметического усреднения показателей. И что это не некий способ перераспределения региональных ресурсов в пользу других бизнес-групп.

Макрорегионы могут быть полезны как средство эффективного инвестирования федеральных ресурсов в сбалансированное территориальное и экономическое развитие страны. Но это в идеале. А как обстоят дела на самом деле?

Учитывая медийный шум в начале недели по данной теме, посмотрел проект Стратегии пространственного развития РФ 2025.

Документ весьма здравый, чётко структурированный и лаконичный.
Цели – устойчивое и сбалансированное пространственное развитие РФ, экономический и технологический рост, развитие человеческого капитала, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения.
В фотографиях к данной публикации – скриншоты отдельных интересных страниц.

Один из механизмов достижения стратегических целей – федеральная поддержка высокопроизводительных, инновационных, экспортных, импортозамещающих и иных инвестпроектов согласно отраслевой специализации регионов. 

Для Челябинской области спектр специализации указан достаточно широкий, включающий как традиционные отрасли – металлургию, машиностроение, сельское хозяйство и пр., так и более современные – полимеры, электронику, компьютеры, информатику и т.п., а также туризм.

В качестве управленческого инструмента для развития межрегионального взаимодействия, проект данной стратегии предусматривает создание тех самых 14-ти макрорегионов.

Единственный практический механизм, упомянутый в документе относительно них, – это координация внутри каждого макрорегиона стратегических программ отраслевого развития, госпрограмм субъектов РФ, их схем терпланирования, инвестпрограмм развития естественных монополий и крупных инвестпроектов частного бизнеса. 
Мера вполне разумная, такая необходимость есть – потенциал межрегиональных проектов развития сегодня почти не используется, регионы сосредоточены на обособленной конкуренции. К примеру, ни один регион сегодня не будет добровольно строить трансграничные инженерные коммуникации, предназначенные для нового крупного предприятия в соседнем регионе – это не выгодно, рабочие места и пополнение бюджета получит только сосед. Из-за отсутствия такого сотрудничества страдает экономика всей страны.


Других поводов для драм в документе я не заметил.
Челябинская область входит в Уральский макрорегион, наряду со Свердловской и Курганской областями. Вполне обоснованно.

Проект Стратегии развития Челябинской области 2035 гармонично сочетается с данным федеральным документом, повторяя отраслевые приоритеты и опираясь на те же базовые принципы: создание агломераций, социально-экономическое развитие территорий, улучшение транспортной доступности. Будет время, расскажу подробнее.
Инициированный губернатором Борисом Дубровским проект УВСМ «Челябинск-Екатеринбург» также отлично вписывается в новую федеральную стратегию.

В целом, предложенный Минэкономразвития проект Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года – полезный и жизнеспособный документ. Вопрос однако в том, какие практические механизмы будут созданы впоследствии для реализации данной стратегии. Фактическое воплощение имеет серьёзные шансы стать успешным, но может и свести все радужные планы к нулю.

P.S.: Немного фантастики.
Согласно целям и принципам проекта новой стратегии пространственного развития, с учётом роста коммуникационных технологий и «Цифровой экономики», обретает новый смысл старая популистская идея о переносе федеральных министерств в региональные центры. Если хотя бы их основные департаменты будут переведены в макрорегионы согласно специализации, это обеспечит более равномерное распределение ресурсов по стране. Следом за министерствами, потянутся в регионы представительства и центральные аппараты крупных компаний, проектировщики, отраслевые сервисы для бизнеса. Деловые и экономические взаимосвязи будут выстраиваться уже не столько между регионами и Москвой, сколько внутри макрорегионов и между ними. Появится дополнительный спрос на развитие межрегионального транспортного сообщения, бюджет на улучшение городских пространств.

Впрочем, крайне маловероятно, что министерства когда-нибудь сами инициируют такой законопроект.

1-m.jpg

2-m.jpg

3-m.jpg

4-m.jpg

5-m.jpg

6-m.jpg

7-m.jpg

8-m.jpg

9-m.jpg

10-m.jpg

11-m.jpg