Куда движется экономика России?

Россия в очередной раз стоит перед выбором между реформами и консерватизмом. Дело в том, что на сегодня исчерпан весь потенциал применения в России как идей либеральной экономики, так и надежды на государственное регулирование.
Куда движется экономика России?*
не наше
Бурные реформы 90-х с их приватизацией вместо того, чтобы создать эффективный класс новых собственников, породили прослойку нуворишей, не способных ничего понимать, кроме собственных корыстных интересов, а выстраивание системы государственного контроля за значимыми секторами, произошедшее уже в XXI веке, лишь сменило диктат нескольких олигархов на доминирование естественных монополий и чиновничьего аппарата.

Таким образом, настоящей рыночной экономики в ее содержательном качестве, у нас пока так и не случилось.

Однако, эти теоретические тонкости вряд ли бы беспокоили наших власть имущих, если бы не одно но – в стране заканчиваются деньги. А значит, надо думать, где их брать, чтобы платить зарплаты, финансировать образование и здравоохранение, ремонтировать дороги, содержать ЖКХ, армию и полицию. Ибо, в противном случае, наступит коллапс и социальный взрыв.

В таких обстоятельствах необходимо было что-то делать и возник запрос на внятные концепции экономического развития. Желающих их представить было достаточно, но на данный момент наиболее востребованными оказались две программы – Центра стратегических разработок под руководством бывшего министра финансов А.Кудрина и Столыпинского клуба (Б.Титов – С.Глазьев).

Чем же они отличаются друг от друга и какой путь в итоге будет выбран?

Если коротко – программа А.Кудрина основывается на принципах эволюции и консерватизма, а доклад «столыпинцев» предполагает более решительные и рискованные действия.

Экс-министр финансов все больше упирает на развитие институтов, резонно полагая, что экономика – это система, зависящая от эффективности работы всех ее элементов. То есть, если отстроить «правильные» взаимоотношения между акторами рынка, то это станет основой преуспевающей экономики.

Прежде всего, речь идет о безусловном сохранении финансовой стабильности, контроле за инфляцией и денежной массой, а также консолидации и перераспределении средств внутри бюджета.

Иначе говоря, А.Кудрин считает, что нельзя увеличивать количество денег в экономике, дабы не спровоцировать инфляцию, которая внесет панику и дезориентирует субъектов.

Исходя из этого, нет смысла и в снижении процентных ставок Центрального банка, ибо «дешевые» деньги сегодня не могут дать устойчивого роста без создания целой системы мер, способствующих развитию.

Еще одно важное предложение ЦСР – перераспределение финансов в пользу образования, медицины и инфраструктурных проектов. По мнению А.Кудрина, «…необходимо в течение 3-4 лет минимум на 1% ВВП повысить расходы на три сферы: образование, здравоохранение и инфраструктуру. А для достижения целевых показателей роста, - и вовсе на 3% ВВП».

Источником же погашения бюджетного дефицита г-н Кудрин видит заимствования (в том числе у населения), резервные фонды и приватизацию.

Все эти действия дадут необходимое для структурных реформ время, в течение которого следует провести глубокие преобразования во всех сферах. Правда, пока не совсем ясна суть рекомендуемых преобразований, но обещается, что работа над этим ведется.

В отличие от программы ЦСР, доклад «Стратегия роста» Титова-Глазьева содержит в себе ряд смелых мер, которые, по мнению авторов, должны сработать довольно быстро и сформировать новую экономику:

- эмиссия денег в сумме 1,5 трлн. руб., часть которых будет направлена в малый и средний бизнес в виде целевых кредитов (под 5-6%) на обновление оборудования и реализацию передовых проектов;
- ограничение роста тарифов естественных монополий (РЖД, Газпром) или даже их замораживание с целью сдерживания затрат производителей;

- повышение экспортных пошлин и (или) отмена возврата НДС при экспорте, что «повернет» некоторых экспортеров в сторону внутреннего рынка;

- значительное снижение страховых взносов для малого и среднего бизнеса, что уменьшит налоговую нагрузку и высвободит ресурсы для инвестирования;

- сокращение затрат на содержание госаппарата (до 15% от ВВП), стимулирование местных органов власти для увеличения поступления налогов от субъектов малого и среднего бизнеса, до 75% которых они смогут оставлять в бюджете территории.

Это только часть предлагаемых мир, но уже понятна их суть – стимулирование сектора реального производства, ориентированного на инновации и современные технологии.

По мнению разработчиков, можно добиться роста ВВП на 3-5% в год за счет импортозамещения и экспорта продукции глубокой переработки. Но прежде необходимо развернуться от опоры на крупный, сырьевой и финансовый бизнес в сторону производства и сектора малого и среднего бизнеса, снизить административную и финансовую нагрузку на бизнес и проводить точную политику стимулирования роста отдельных секторов.

Безусловно, обе концепции не бесспорны и имеют свои слабые места.

Так, А. Кудрин оценил программу оппонентов следующим образом: «Программа «Столыпинского клуба» называется «Стратегия роста». Она стала основой программы «Партии роста» во главе с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. Эта партия идет на выборы в Государственную думу. Поэтому программу рассматриваю как политический проект, и не хотел бы сейчас обсуждать документ».

Б.Титов тоже не остался в долгу, заявив, что программа ЦСР не содержит принципиальных изменений в структуре экономики России, а «план Кудрина» фактически сохраняет статус-кво, при котором бюджет получает основные доходы от продажи нефти и другого сырья и назвал такое состояние «ленивой экономикой».

Но, как бы там не было, обе команды продолжают работу и готовы представить ее результаты в самом скором времени: доработанная программа «Стратегия роста» будет готова уже осенью этого года, а ЦСР обещает окончательный вариант к будущей весне.

Трудно сказать, чья точка зрения возобладает, но может случиться и так, что оба документа или окажутся неактуальными, или просто будут приняты к сведению и частично реализованы, как уже не раз бывало до этого.

Естественно, ситуация может резко измениться, если произойдут перестановки в правительстве и в него войдет или сам А.Кудрин, или нынешний советник президента по экономике А. Белоусов, которого не без оснований считают «крестным отцом» программы «Столыпинского клуба».

Однако, в любом случае, российская экономика будет вынуждена меняться, отвечая на требования времени.