Кто виноват и что делать

В очередной раз в СМИ написали банальщину, что основными загрязнителями воздуха на Южном Урале являются Челябинск и Магнитогорск: «Треть выбросов всех загрязняющих веществ в Челябинской области осуществляется в Магнитогорске, 21,5 процента – в Челябинске, 8,2 процента – в Троицке, сообщает Челябинскстат».
Кто виноват и что делать *
Собственно, во-первых, а что вы хотели – два самых крупных промышленных центра. Было бы удивительно, если бы, скажем написали, что Бреды или там Варна отличились.

Во-вторых, констатацией фактов уже никого не удивишь, как и объемами выбрасываемых вредных веществ.
Это просто статистика, и странно, что журналисты просто выдают ее как набор цифр, даже не потрудившись взять комментарии у каких-либо специалистов, хотя бы даже общественников от экологии. Набор цифр ни о чем не говорит, точнее, фиксирует еще раз в мозгу обывателя – «Как страшно жить».

Но дело даже не в этом, а как раз в извечном русском вопросе: «Кто виноват, и что делать». Уже на раз обсуждаемая тема, которая раз за разом обрастает кучей домыслов и отягощается тем, что народ в массе вовсе не разбирается – кто же должен, и как наказывать нарушителей.

А тут всего лишь стоить почитать хоть что-то по экологическому законодательству, как станет ясно – контролеров много, но органы, которые должны штрафовать и наказывать в области или беспомощны или, придется признать, что явно не дорабатывают. В сфере фиксирования состояния окружающей среды – а это не только воздух, а еще и почвы, водоемы и т.д. – организаций-контролеров масса – это Горэкоцентр, и областная и городская власти, и Росприроднадзор, И Ростехнадзор, и Роспотребнадзор, и министерство экологии, и природоохранная прокуратура, вон оказывается и Челябинскстат все фиксирует. Но фиксируют то фиксируют, а куда эти данные девать потом? Вот тут самое интересно. Уже не раз писал, что ни областная, ни городская власти, которые, казалось бы, в теме – не имеют права даже переступить порог завода без разрешения владельцев предприятия. Тем более не имеют права налагать штраф, пусть даже и минимальный. С одной стороны логика законодателей ясна, с другой реальная практика показывает – что текущей момент уже сигнализирует о том, что нужно вносить поправки в существующие нормы, и расширять права местной власти в сфере охраны оуржащей среды.

Идем далее – по закону принимать меры реагирования к нарушителям имеют прав ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО федеральные структуры – Росприроднадзор, прокуратура, да и главный санитарный врач (глава Роспотребнадзора) кое-какими права тут обладают. До последнего момента эти структуры делали вид, что происходящее в Челябинске да и области их не касается. Лишь недавно прокуратура вынесла кучу предписаний и выписали штрафы нарушителям. И тут опять же вскрывается другая проблема – штрафы по закону настолько малы, что совершенно безболезненны для всех промышленных предприятий. Вот прочитал, что Росприроднадзор зашевелился – В Челябинске с рабочим визитом побывала начальник Управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова. Решили штат прокуратуры расширить, а то инспекторов не хватает, и с работой они не справляются. Ясно-понятно, пара человека не может объят необъятное.

Но как бы то ни было, я говорил и будут повторять  – без изменения законов ничего не сдвинется. Вообще. Надзор довольно успешно налажен, но это 10% от реальной защиты окружающей среды. Нужно менять систему штрафов, нужно менять нормы ПДВ, нужно менять систему налогообложения для промышленных гигантов, увелияивая налоги пропроционально объемам выбросов, вводить систему приостановки деятельности предприятий до устранения выявленных нарушений (по закону вроде она есть, но вы попробуте остановить тот же Мечел или ЧЭМК). Скоро выборы в Законодательное Собрание Челябинской области, так почему бы народным избранникам не проявить заботу об электорате и не добиваться рассмотрения в Государственной Думе поправок в экологическое законодательство, или принятия принципально нового закона по охране окружающей среды.