Кто мы...?

30.01.2018 15:04
Автор: Андрей Минченко
Впервые посетил музей ЧТЗ. Будучи коренным челябинцем, я, как и абсолютное большинство других жителей Челябинска, оказывается совсем не знаком с удивительной историей, запечатленной в его улицах, домах, заводах, архивах и музейных экспозициях. Потому как, если бы мы всё это знали и понимали - мы бы относились к родному городу совершенно иначе.
Кто мы...?*
не наше
Почему это так…? Думаю, подвиги созидателей в детстве понять невозможно. Ты начинаешь сопереживать им только повзрослев, когда примеряешь эти великие свершения на себя, когда уже осознаёшь те немыслимые трудности. А до этого - ну завод и завод, у нас таких на каждом шагу.
Однако в период моего взросления, нам пропагандировали уже совсем другие “ценности”. И считалось “крутым” распродать всю созданную мощь на металлолом, превратить цеха в рынки, и кичиться купленной на это личной роскошью…

Музей ЧТЗ - это “музей в музее”. Сама его экспозиция, созданная в 1983 году, превратилась в музейный экспонат, впитавшем в себя атмосферу той великой эпохи.

Завод производственной мощностью 30 тыс.тракторов в год, заложенный в 1930 г., построен в чистом поле по уникальному проекту всего за 3 года - как вообще это возможно для того времени?! Уездный город превратился в индустриальный центр.

В 1933 году выпущен первый гусеничный трактор СССР, 60 л.с., и следом за ним - тысячи новых, ставших основным инструментом индустриализации всей страны. Уже через 2 года - дизель вместо лигроина, еще через год - газогенераторный трактор на дровах. Создатели завода стремятся к вершинам возможного, не зная, что их ждут репрессии и гибель…

За 7 лет, с 1933 по 1940 выпущено 100 тыс. тракторов.

Наступает главная пятилетка, когда заводу приходится сделать за годы войны 18 тыс. танков, 48 тыс. танковых двигателей, 18 млн. заготовок боеприпасов. Сконструировать непобедимые тяжелые танки и мощные самоходные артиллерийские установки. Каждый день - бой и подвиг, станок - твоё оружие...

Потом, расцвет СССР - ЧТЗ создает более миллиона тракторов на все страны соцлагеря, сотни тысяч танков на вооружении по всему миру. Передовые технические разработки, победы над самым суровым климатом, работа в Антарктиде при -60, решение невыполнимых задач, сверхтяжелый Т-800. На заводе 60000 работников.
А дальше ...экспозиция музея заканчивается, так как похвалиться уже нечем. Темные времена, воровство, обнищание и разруха, спасение от банкротства при поддержке региона, возврат в оборонную отрасль. И, как это часто бывает в госкорпорациях, передовое секретное производство двигателей для “Арматы”, но унылое прозябание по направлениям гражданской продукции, ежегодная смена “эффективных менеджеров”...

Несомненно, музей ЧТЗ - это достойный исторический объект, весьма интересный для гостей и жителей нашего города. И отличное начало возможного экскурсионного маршрута по проспекту Ленина - от первого трактора, до расщепления атомного ядра.

Однако это не современная интерактивная экспозиция. Чтобы музейные стенды советской эпохи ожили и наполнили посетителей переживаниями того времени, требуется мастерство экскурсовода, способного так же ярко и искренне, как Надежда Дида, директор музея, передать в полуторачасовом рассказе всю трагедию и величие побед наших предшественников.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg