Чей бюджет? Ой, мой бюджет

Преддверие нового года – горячая страда. Вторую неделю по уши в документах по итоговому заседанию Зак собрания. Эта та рутинная часть депутатской работы, которую не видят избиратели, и о которой не пишут журналисты. Если честно, я тоже не догадывался о ее объемах, пока не испытал на собственной шкуре.
Чей бюджет? Ой, мой бюджет*
Количество проектов, поправок, приложений зашкаливает. Проблема еще и в том, что они совершенно из разных сфер жизни. От детских кружков и библиотек до областного бюджета и во всем надо разобраться. А то потом спросят: а почему это ты голосовал за то, за это, и будь любезен объясни.

Да и это бы ладно. Просто постепенно приходит понимание, что сухие цифры где-нибудь на 9-ой странице 13-ого приложения – это реальные деньги пенсионера или судьба ребенка вместо спортивной секции, ищущего самореализации в подворотне. И в этом смысле мы обязаны просчитывать «как твое слово отзовется». Рассказывать обо всех нюансах здесь, разумеется, не имеет смысла. Так как в большинстве случаев решения и правки интересны исключительно специалистам. Но есть решения, касающиеся всех. Тот самый областной бюджет.

В первом чтении мы его рассматривали еще в ноябре. Что греха таить, бюджет кризисный, тяжелый, и естественно его принятие не могло обойтись без пиара оппозиции на этих объективных общефедеральных сложностях. 11 депутатов из 60 тогда проголосовали против. И… не внесли ни единой поправки. Т.е. попричитать, посыпать голову пеплом, ах, денег нет, куды же мы катимся, покричать про антинародную политику – это да. А вот чтобы что-то конкретное предложить – это не к ним.

Предложил губернатор. Точнее, обозначил, что из центра удалось выбить еще 110, 5 млн. рублей, львиная доля из них – 101,5 – на поддержку сельхозпроизводителей. Остальное – поощрения лучшим учителям и субсидии на получение жилья детьми-сиротами. С последними пунктами – дело святое. Но в силу «копеечности» (хотя ныне каждая копейка на счету) даже необсуждаемая. Выбили и слава Богу. А вот с первым стоит разобраться. На фоне победных реляций о «звездочке» этого года агропроме мы как-то забыли, что сельское хозяйство – это не только агрохолдинги и их прибыль, но и реальные жители сел с их нищетой и убытками. Т.е. вопрос не только макроэкономики, но и микросоциологии. Принципиально, чтобы эти деньги не попили между собой фабриками по производству курочек и свинины, а дошли до тех, кто без них не имеет шанса на выживание, до мелких собственников. Это, конечно, прерогатива правительства, но контрольных функций с депутатов еще никто не снимал. Другое дело, пользуемся мы ими явно недостаточно.

Кроме этой надбавки и радостной вести, что Минфин увеличил Челябинской области лимиты предоставления кредитов из госказны под 0,1% годовых, т.е. даром с 2,5 до 5,4 млрд. рублей. Остальные параметры бюджета остались без существенных изменений. И сегодня уже можно с уверенностью говорить, будут приняты в ближайший четверг.

Как известно, тем, кто умеет спрашивать, цифры расскажут все. С другой стороны, как говорят французы, у цифр восковой нос. В том смысле, что, умалчивая одни и выпячивая другие из них, их можно повернуть куда угодно. Надо понимать, что все доклады чиновников, это творческое приукрашивание действительности, и попытка сделать хорошую мину при плохой игре. И понять их можно. Работа такая. По мне, так это вообще акт гуманизма. Если все как есть рассказать, народ в петлю полезет.

Но все-таки давайте попробуем хотя бы в минимальном приближении понять, что бюджет грядущий нам готовит. Про общефедеральные экономические тренды и перспективы говорить не буду, чтобы не портить всем предстоящие праздники. И так все ясно. Год Обезьяны. Причем частично красной.

0_a1115_71d3c22d_XXL.jpg

И что эта обезьяна сделает с гранатой, куда ее засунет, нам не ведомо.

На этом фоне наш областной бюджет очень даже ничего. Доходы под 109, 5 млрд. рублей, расходы чуть больше 118 млрд. при дефиците меньше, чем 4,5 млрд. это против почти 12 млрд. в 2015г. С сокращением дефицита у нас, и правда, явные успехи. И это следствие не только «курса на экономию», но и так называемого «консервативного», т.е. очень осторожного подхода к планированию. Доходы и расходы выросли на 7,7 и 4% соответственно. Только не надо думать, что средств от этого стало больше. Я даже не про курс доллара. Я про элементарную инфляцию. Причем, реальную, а не нарисованную в отчетах.

Хоть каким-то утешением служит то, что сохраняется общая социальная ориентация бюджета – 73% расходов. Причем все это от сохраненных «установленных на регион уровней льгот и выплат» до повышения стипендий студентам – прикрытые, т.е. финансово-обеспеченные статьи. И пусть многие из них как та же 6%-ная надбавка к стипендиям, учитывая их размер, которого на маршрутку-то не хватит, имеет скорее символическое значение, это важно. Потому как показывает общее направление – защиту и поддержку самых незащищенных слоев населения, по которому должно двигаться всякое нормальное государство.

Остальное типа переброски 300 млн. с дорожного строительства на компенсации отдельным категориям граждан, оплаты капремонтов. Конечно, латание дыр с выдергиванием ниток оттуда где, если не поддувает, то хотя бы не сквозит. Судя по макроэкономическим тенденциям – цены на нефть и прочее, о обновлении гардероба на ближайшие годы нам можно забыть. Во всяком случае без коренной перестройки экономики пошивочного цеха на федеральном уровне. И тянуть с этим нельзя. А то ведь зипунишко может и в лоскутное одеяло превратиться.