От ям до магистралей: как обновляли дороги Челябинской области в 2025 году

15:02
Автор: Александр Романов
В регионе продолжается масштабное улучшение дорожных магистралей.
От ям до магистралей: как обновляли дороги Челябинской области в 2025 году*
Фото: Людмила Ковалева (архив «Южноуральской панорамы»)
Нынешний год для дорожной отрасли Челябинской области — это плотный график и расширенные планы. В программу вошли более 50 региональных объектов общей протяжённостью свыше 725 километров, увеличен объём дорожного фонда, причём торги по большинству контрактов были проведены заранее. Ключевой драйвер — новый нацпроект «Инфраструктура для жизни», в рамках которого в нормативное состояние планируется привести более 240 километров дорог. Губернатор региона Алексей Текслер весной поставил перед дорожниками серьёзные задачи: строительство, реконструкции и капремонты должны охватить все районы области. Это не только вопрос инфраструктуры, но и безопасности, транспортной доступности и комфорта жителей. К осени 2025 года дорожный сезон вышел на финишную прямую, поэтому мы решили подвести некоторые его итоги. Сезон показал, что дорожные службы по максимуму используют тёплый сезон: уже к середине года было уложено более трёх четвертей запланированных выравнивающих слоёв, а ямочный ремонт выполнен почти на две трети объёмов.

Где укрепляли мосты и путепроводы

Мостовое хозяйство — отдельная зона внимания: на сети области более 300 сооружений. В 2025 году по нацпроекту шли работы на пяти объектах: трёх мостах и двух путепроводах. В числе них — новый мост через Бию на трассе Бирск – Тастуба – Сатка, реконструкция моста через Ольховку в Карталинском районе, работы на мосту через Симок в Катав-Ивановском районе, а также строительство путепровода на въезде в Новосинеглазово и подготовка к ремонту моста через Миасс на улице Черкасской в Челябинске.

Опорная сеть: ключевые направления и объезды

Сезон-2025 был ориентирован на опорную сеть — дороги, связывающие районы и соседние регионы. Вели работы на участке Бирск – Тастуба – Сатка (13 км), обновляли трассу Куса – Златоуст – М-5 «Урал». В Пластовском районе ремонтировали два участка дороги Троицк – Степное (10,6 км). Под контролем шёл участок Вахрушево – Долгодеревенское (5 км).

Крупный блок пришёлся на обход Челябинска — около 17 км, включая развязки. В Магнитогорске обновляли обход на шести участках (7,5 км). Эти проекты снижают транзит через жилые кварталы и повышают безопасность.

Среди межрегиональных направлений — Южноуральск – Магнитогорск, а также капитальный ремонт участка Красноуфимск – Арти – Нязепетровск – Верхний Уфалей – Касли (6,9 км). В федеральной зоне — работы на М-5 «Урал» с расширением до четырёх полос и на А-310 Челябинск – Троицк – граница Казахстана (от Еманжелинска до Синего Бора).

Городские стройки: новая магистраль и «малый обход»

В Челябинской агломерации строилась новая магистраль Красное Поле – Полетаево (5,6 км). Четырёхполосная дорога с освещением и ограждением должна связать Челябинск с посёлками Сосновского района и разгрузить западные направления.

В областном центре сохранялся высокий темп ремонтов: свыше 30 объектов на городской сети, включая перевод в асфальт уличной сети в посёлке Аэропорт-2. В стратегическом контуре — участки объездной Челябинска с новыми развязками и сопряжениями.

Туризм и социальные маршруты

Важное направление — дороги к национальным паркам, природным достопримечательностям и детским лагерям. В Катав-Ивановском районе ремонтировали дорогу Первуха – Меседа – Тюлюк (33,8 км) к нацпарку «Зигальга». Проектом предусмотрены тротуары, остановки, разметка, перевод гравийных участков в асфальт.

К «детским» маршрутам отнесены подходы к лагерям «Смолино», «Восход», «Золотая сопка», «Чайка», «Сосновый бор» и «Синий бор», где также велись работы по улучшению дорожного полотна.

Южная программа модернизации

Отдельная четырёхлетняя программа охватила южные районы — около 200 километров дорог. Она ориентирована на транспортную доступность приграничных территорий, выходы в Казахстан и Оренбуржье. В перечень вошли объекты в Брединском, Карталинском, Октябрьском, Троицком и Чесменском районах.

Муниципальная сеть

В районах и округах внимание смещалось к посёлкам и межрайонным связям. В Троицком районе велись работы на дороге Целинный – Кособродка, в Ашинском — на трассах Аша – Точильный и Аша – Кропачёво – Шарлаш, в Златоустовском — на участке Куса – Златоуст – М-5 «Урал». В Чебаркульском округе обновляли дорогу Крыжановка – Большаково (7,3 км).

Итог сезона и планы до 2030 года

По итогам 2025 года в нормативное состояние должно быть приведено более 750 километров дорог. В опорной сети уже 85% трасс соответствуют нормативам, цель к 2030-му — довести показатель до 100%.

Сезон показал рост управляемости дорожной кампании: раннее контрактование, цифровая обратная связь, акцент на мостах и опорной сети, запуск южной программы. Системная модернизация дорожной инфраструктуры формирует основу для долгосрочного эффекта: время в пути становится предсказуемее, бизнес — мобильнее, туризм — доступнее, жизнь — комфортнее на всей территории Челябинской области.