Поиск

Обстоятельства преодолимой силы

17.12.2009 00:00
Автор: Владимир Антоненко
Сегодня мало кто сомневается в эффективности ручного управления экономикой в условиях кризиса. И в российской истории есть тому примеры. Петр I в 1723 году издал указ: «Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю распорядиться построить дьякам и подьячим избы, чтобы не хуже хозяйской были.
Обстоятельства преодолимой силы*
не наше

Все искусство управления состоит в искусстве быть честным
Т.Джефферсон


Сегодня мало кто сомневается в эффективности ручного управления экономикой в условиях кризиса. И в российской истории есть тому примеры. Петр I в 1723 году издал указ: «Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю распорядиться построить дьякам и подьячим избы, чтобы не хуже хозяйской были. Буде хуже пусть Демидов не обижается – велю живота лишить.» Так император поддержал оборонно-промышленный комплекс, обеспечив комфортное и доступное жилье… Таким образом заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.
Спад объемов производства в промышленности, строительстве, рост числа безработных в значительной степени обострил социальные проблемы…


В интервью журналу «Эксперт-Урал» губернатор Челябинской области Петр Сумин отметил: «Кризис существенно изменил прежнюю систему координат – в политике, экономике, общественной сфере. Он показал, насколько сложны механизмы глобализации: проблемы в одной национальной экономике «тянут за собой в пропасть экономики других стран». И еще: «Область выполняет все ключевые программы поддержки ветеранов, инвалидов и малообеспеченных семей. Эта система социальных гарантий заложена и в бюджет будущего года, хотя прямо скажу, дается нам нелегко. Бюджет области за время кризиса потерял половину доходов».

Но есть и другие мнения. Директор института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что даже в условиях кризиса доходы выросли у 20 регионов, в том числе на Чукотке в 2, 05 раза, в Сахалинской области – на 37%, в Кемеровской области на 34%... Упали доходы в 63 регионах, в том числе в Челябинской области на 40%, Вологодской - 39%, Тюменской – на 32%, Белгородской – на 30%. Но «благодаря росту финансовой помощи центра падение собственных доходов региональных бюджетов (416,7 млрд.руб.) было более, чем на три четверти покрыто увеличением масштабов федеральной помощи (на 317,8 млрд.руб..

Но уже в 2010 году федеральная поддержка регионов сокращена на 23.8%... Однако некоторые регионы могут чувствовать себя спокойно, накопив неиспользованные остатки средств. В регионах они превышают 20% доходов. В Челябинской области они составили 26,5%...

Наверное с учетом этого в 2010 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации нашей области выделено 3999,9 млн.руб. Это и отражено в приложении 17 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период на 2011 и 2012 годы».

«Думаю никто не питает иллюзий: последствия кризиса страна преодолеет не в один прием. Но в любом случае кризис – это не конец света», - подчеркнул Петр Сумин в упомянутом интервью, - «В Челябинской области были реализованы три мегапроекта – стан 5000 на ММК, строительство нового трубопрокатного на ЧТПЗ (производство труб большого диаметра и современный рельсобалочный стан на ЧМЗ. Мы продолжаем вести строительство федеральных центров высоких технологий.
Аналитический центр «Эксперт-Урал» провел исследование зависимости развития малого предпринимательства от экономики 55 городов Урала. Анализ городов нашей области показал, что наиболее развитыми секторами малого и среднего бизнеса обладают две группы городов: это Магнитогорск, Сатка и Аша, что обусловлено наличием штаб-квартиры ММК, группы «Магнезит» и Ашинского меткомбината, а так же горизонтальная агломерация Миасс-Златоуст и Челябинск. Авторы исследования отмечают, что высокий уровень малого и среднего бизнеса положительно влияет на расположение Миасса, Златоуста, Сатки и Аши на главной транзитной федеральной магистрали. С учетом этого финансовая поддержка малого бизнеса до конца текущего года составит около 400 млн.руб.

Законодательным Собранием Челябинской области принят закон о бюджете на 2010 год. В связи с сокращением доходов бюджета приостановлено финансирование областной целевой программы «Развитие статистических информационных ресурсов Челябинской области на 2006 – 2010 годы». Главной задачей этой программы являлась разработка и совершенствование методологии проведения статистических наблюдений и повышение достоверности статистических ресурсов. Эта задача решается около 10 лет дружным коллективом нашей территориальной службой государственной статистики.

Статистика и власть как две дамы, приятных во всех отношениях, но всегда недовольных друг другом. Конечно, звучит заманчиво, когда обещают «совершенствование методологии». Но типовым положением, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.09.2009 г. № 362, территориальным органам статистики предписано осуществлять свою деятельность в соответствии с официальной статистической методологией. 
Правительством области предусмотрены объемы финансирования и областной целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в челябинской области на 2009 – 2011 годы». Если в текущем году исполнителям программы было выделено 108,6 млн.руб., то в 2010 году они получат только 84,9 млн.руб.

Государственный заказчик программы – Правительство Челябинской области, координатор программы – Главное управление по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области. Программу разрабатывали кроме Главного управления внутренних дел по Челябинской области и ещё 26 федеральных и региональных органов государственной власти.
Цель программы – совершенствование системы профилактики преступлений и иных правонарушений, позволяющей снизить количество зарегистрированных на территории Челябинской области преступлений и иных нарушений. Поставлены и задачи, но главное: «увеличение численности сотрудников правоохранительных органов, улучшения их материального обеспечения, улучшение материально-технической базы правоохранительных органов». Учитывая важность задач общий объем финансирования планировался в 2009 – 2011 годах 455,5 млн.руб.

Боже, прости им, ибо не ведают что творят… Это и есть форс-мажор, обстоятельство непреодолимой силы…