Поиск

Морская романтика «Санта Крус»

25.05.2009 00:00
Автор: Галина Белова
В прошлые выходные в челябинском театре «Манекен» прошла премьера пьесы швейцарского драматурга и писателя Макса Фриша, известного на весь мир такими романами, как «Назову себя Гантенбайн», «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Homo Faber» и другими.
Морская романтика «Санта Крус»*
не наше

В прошлые выходные в челябинском театре «Манекен» прошла премьера пьесы швейцарского драматурга и писателя Макса Фриша, известного на весь мир такими романами, как «Назову себя Гантенбайн», «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Homo Faber» и другими.

Однако пьеса «Санта Крус» театрами почему-то не очень любима: она ставится очень редко. Наверное, потому, что многим режиссерам драма с пиратами, морскими сражениями, далекими тропическими островами и похищенными невестами кажется переполненной романтики, такой чуждой в наш век сурового реализма.

Тем не менее режиссер-постановщик Анатолий Морозов рискнул, и, похоже, этот риск себя оправдал. В этой пьесе-романсе (как ее жанр обозначили в афише) найдут себе героя по душе и молодые зрители, и зрелые. Юные Эльвира и Пелегрин исполнены любви и надежд, приключения, битва с французами и запреты строгого отца девушки только придают остроту их чувствам. Но настает момент выбора, и здесь сталкиваются два характера: Эльвире, как истинной женщине, хочется иметь свой дом, семью, вести размеренную жизнь. Пелегрин мечтает о Гавайях, где не бывает зимы и зацветет даже палка, воткнутая в землю. Их пути расходятся в Санта Крусе на долгих 17 лет. Барон – персонаж не менее интересный. Эльвира изначально была его нареченной, но сбежала с пиратом. Встретив ее в Санта Крусе, Барон, который так же, как Пелегрин мечтал уплыть в далекие края на корабле с красным вымпелом, не смог оставить ее одну и выбрал любимую, а не приключения. 

Мы видим снова их зимой в богом забытом уголке. Семь дней и семь ночей идет снег, мир окутала тишина. Эльвира счастлива в браке с Бароном, но иногда по ночам ей снятся цветные сны. Ее супруг несчастлив. Хозяйственные хлопоты, утка на праздничный ужин, препирательства со слугами – это не то, чего он желал в юности. Иногда они с Эльвирой сидят перед камином, и им не о чем говорить. Его мечта – еще раз повстречать того бродягу, чтобы узнать какой бы могла быть его жизнь, сделай он другой выбор 17 лет назад. И вот в замке появляется Пелегрин – такой же бродяга, без гроша в кармане, которому из-за лихорадки осталось жить всего неделю. Единственное его богатство – заброшенная ферма на Кубе, куда он намеревается отправиться, чтобы выращивать персики и кофе.

Каждый из них решает для себя, насколько верным был сделанный тогда выбор, и все понимают, что выбор был неправильным, что они упустили самое важное в своей жизни, но вернуть назад ничего нельзя… Когда они садятся на стулья со спинками-крестами, это становится особенно очевидно.

В спектакле задействованы и «старый», и молодой состав «Манекена». Пьеса держит зрителя в напряжении не столько фабулой, поворотами сюжета, сколько накалом чувств между тремя главными персонажами. Тут все: и разочарование, и любовь, и ненависть, и надежда на лучшее. Александру Березину (Барон), Герману Акимову (Пелегрин), Наталье Кораблевой и Олесе Пономаревой (Эльвиры) удалось создать характеры на редкость цельные и при этом неоднозначные.
Думается, что лучшей пьесы в конце весны челябинцы и желать не могли. Явайские песни, матросы с глазами диких кошек, мачты и паруса, и, конечно, любовь не оставят равнодушными никого.