Поиск

"Человек и закон" на Южном Урале

16.07.2009 00:00
Автор: Ольга СУКИНОВА
У нас нет цензуры, любому чиновнику можно задать любой вопрос. Но возникает другая проблема. Вот в газете написали, что такой-то чиновник коррумпирован, берет взятки, приведены фамилии, факты, доказательства. И далее ничего не происходит. Чиновник не дает опровержения, прокуратура не заводит уголовного дела
"Человек и закон" на Южном Урале*
не наше

В Челябинск прибыла делегация известных московских правозащитников во главе с членами Общественной палаты страны Владиславом Грибом и Александром Бродом. В рамках автопробега по городам России они проводят мониторинг ситуации по правам человека. «Чтобы знать о нарушениях, нужно их выявить» – вот девиз автопробега.

Юристы уже побывали в Волгограде, Перми, Екатеринбурге, впереди их ждет Уфа, Самара и Рязань. В каждом из регионов они были лишь сутки, но для Челябинской области сделали исключение: в течение двух дней правозащитники проводили встречи с жителями Аргаяшского района, села Хомутинино, Челябинска и Златоуста. По результатам этой поездки общественники планируют подготовить доклад по правам человека в России Генеральной прокуратуре и Общественной палате РФ.

Сейчас общенациональный правозащитный союз «Человек и закон», которую представляют Гриб и Брод, развивает сеть своих консультаций, оказывающих бесплатные юридические услуги населению. Так, в Аргаяшском районе создано сразу 12 таких центров – по одному в каждом сельском поселении. И они не простаивают. Более того, в Аргаяше жители отдали юристам два обращения по реформированию системы государственного управления.

Чаще всего люди жалуются на довольно типичные для всей России проблемы: ЖКХ, трудовые споры. Удивило правозащитников, что в Челябинской области было несколько конфликтов по невыплате декретных пособий. Большая часть проблем, как рассказал на пресс-конференции Владислав Гриб, вполне решаема на местном уровне. «Большинство вопросов – в ведении мэра. И они не такие сложные. Это говорит о неэффективности нашей власти. Иногда местные чиновники для простых людей оказываются дальше, чем федеральные. Если я скажу главе города, что он слуга народа, он подумает, что шучу, или обидится», – заметил Гриб.

По словам Гриба, Челябинская область далеко не самый проблемный в плане правовой защищенности субъект федерации. На Кавказе, где недавно была убита известная правозащитница Наталья Эстемирова, в других южных регионах ситуация более напряженная. Однако одним из серьезных недостатков Южного Урала, по мнению Владислава Валерьевича, является то, что в области до сих пор нет уполномоченного по правам человека. «Я не верю, что у правительства области нет 5–7 ставок для аппарата уполномоченного и пары кабинетов. Уполномоченным должен быть авторитетный, пользующийся поддержкой у населения человека. У нас есть очень хорошие примеры уполномоченных в Свердловской и Самарской области».

Как отметили московские гости, в Челябинской области есть проблемы, которые в других регионах менее обострены. Речь идет прежде всего об экологии. Причем нарушение экологических прав граждан устранить очень непросто. «Если мы предложим закрыть какое-либо предприятие, то нам сразу скажут: «А людей куда?» Здесь экологические права вступают в конфликт с трудовыми», – пояснил Владислав Гриб. Владислав Валерьевич пообещал, что он вскоре вновь приедет на Южный Урал, но уже с экологами.

Отдельно юристы коснулись свободы слова и защиты прав журналистов. «У нас нет цензуры, любому чиновнику можно задать любой вопрос. Но возникает другая проблема. Вот в газете написали, что такой-то чиновник коррумпирован, берет взятки, приведены фамилии, факты, доказательства. И далее ничего не происходит. Чиновник не дает опровержения, прокуратура не заводит уголовного дела». Две ключевых проблемы российских СМИ, по мнению правозащитников: отсутствие экономической поддержки и закрытость власти.
Общественники из союза «Человек и закон» прекрасно понимают, что полностью изменить существующую судебную и законодательную систему страны они не смогут. «Но даже если мы просто напряжем чиновников, будет уже хорошо».