Завтра отмечается Дмитриевская родительская суббота

06.11.2009 00:00
Автор: по материалам Челябинской епархии
По церковному календарю 7 ноября - Димитриевская родительская суббота, поминовение усопших. Накануне вечером (в пятницу) и утром (в субботу) во всех православных храмах пройдут заупокойные богослужения.
Завтра отмечается Дмитриевская родительская суббота*

По церковному календарю 7 ноября - Димитриевская родительская суббота, поминовение усопших. Накануне вечером (в пятницу) и утром (в субботу) во всех православных храмах пройдут заупокойные богослужения.
  
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Наша обязанность – заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших. Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь. 

Умершие, хотя и пребывают плотью в земле, а душой они у Господа, и продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью. Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках. Мы, живущие на земле, вместе с отшедшими от нас составляем одну Церковь во главе с Господом Иисусом Христом. («Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 8-9).

Чтобы правильно помянуть, нужно прийти в храм до начала службы и подать заупокойную записку. В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благодетелей, всех, кто нам дорог и кто при жизни принял Святое Крещение.

За усопших священник вынимает из просфоры частицу, которая с молитвой о прощении грехов, омывается в Крови Христовой. Очень хорошо подать нуждающимся посильную милостыню с просьбой молиться об усопшем. Можно пожертвовать на помин души какую-либо снедь, для этого в храмах существуют особые панихидные столики. Самым простым и распространенным способом жертвы за умершего является возжжение свечи. В каждом храме есть канун – особый прямоугольный подсвечник с небольшим Распятием, куда ставят свечи с молитвой об упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.

После богослужения можно посетить могилу близкого человека. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу и хотя бы кратко помолиться об умершем. Есть и пить (особенно водку) на кладбище христианину не подобает.  

Молитвы за умерших нужны не только им, но и нам, потому что настраивают душу на небесное, отвлекают ее от суетного, согревают сердце любовью к Богу. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва. К тому же они располагают человека к исполнению заповеди Христовой – готовиться к исходу на всякий час. И это дает нам силы уклоняться от зла и воздерживаться от грехов.

Памятка желающему подать записку о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. 
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва.
3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (кого? Иоанна, Михаила, Марии, Наталии и т.п.). 
5. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан – например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
То же относится и к запискам «о упокоении» – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д. 
6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли)
7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства. 
8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец (младенца Иоанна). 
9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного».  
10. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего). 

Историческая справка

Димитриевская суббота первоначально была днем поминовения православных воинов. Она установлена великим князем Димитрием Донским, который одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, по возвращении с поля брани, посетил преподобного Сергия Радонежского. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (память святого Димитрия Солунского) – день тезоименитства самого Димитрия Донского. 

Впоследствии эта суббота получила статус родительской. Все православные христиане в этот день поминают своих усопших родственников и близких людей, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой Церкви.