Зачем в российских НКО ищут «иностранные корни»

14.09.2020 17:42
Автор: Елена Айвина
В РФ продолжается работа по актуализации «иностранцев» среди некоммерческих организаций. В ближайшие годы список может начать обновляться быстрее.
Зачем в российских НКО ищут «иностранные корни»*
Каждый год в стране проходит ряд конкурсов для НКО на получение грантов, самый известный из них, конечно, конкурс, проводимый Фондом президентских грантов. Но при проверке иногда выясняется, что та или иная организация на самом деле, фактически, не нуждается в помощи нашего государства, потому что финансовую поддержку оказывают из-за границы.

Министерство юстиций еще с ноября 2012 года ведет реестр соответствующих «иностранцев» среди НКО. Первый год организациям предлагали самостоятельно сделать заявку на включение в список, но на следующий год Минюст получил право корректировать список, добавлять в него НКО по своему усмотрению. Многие организации, попавшие в реестр, обратились в суды с требованием вычеркнуть их из списка. Но законодательно прописанная такая возможность появилась только в 2015 году. Необходимое условие для «вылета» из реестра – доказать, что еще в течение года до подачи заявления в Минюст не получала финансирования и/или имущества от зарубежных «благодетелей».

В приказе Минюста России отмечается, что реестр должен храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, но еще в прошлом году ряд федеральных СМИ, например, РИА Новости, указывали, что на тот момент в список попала 71 некоммерческая организация. Назывались в их числе и организации, действующие на Урале, в частности, Уральская правозащитная группа, Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение «Женщины Евразии», Челябинский региональный общественный фонд поддержки демократии «Уральский демократический фонд», Свердловский областной общественный фонд «Эра здоровья».

Интересно, что последний попал в реестр в 2016 году, потому что выяснилось, что он сотрудничает с британским проектом  «Фонд Элтона Джона». Сейчас в Челябинской области действует Независимый исследовательский центр «Есть мнение», который также действует в том же русле, что и фонд, носящий имя известнейшего артиста. Челябинская организация также проводит правозащитные мероприятия для представителей ЛГБТ-сообщества и ВИЧ-инфицированных людей, которые сопровождаются правовыми консультациями. Если к последнему направлению люди относятся нейтрально, то первое часто становится причиной скандала. И указанная организация исключением не стала.

У челябинцев еще на слуху совсем свежий скандал, который разразился в феврале этого года. Причиной стала жалоба подростка, который пришел на семинар по профилактике СПИДа и ВИЧ в центр «Есть мнение», но вместо этого на мероприятии осуждали вопросы психологической и правовой поддержки представителей ЛГБТ. Тогда представители движения «Консервативный Челябинск» очень активно осаждали организацию, требуя прекратить пропаганду нетрадиционных ценностей среди несовершеннолетних, потому что это противоречит закону. Общественники тогда даже высказались, что основная деятельность организации может быть совсем не профилактика ВИЧ и СПИД и помощь людям с такой бедой, а именно «нетрадиционное» направление. Представители Центра официально заявили, что произошедшее было просто ошибкой.

Этот пример показателем в плане понимания причины настороженного отношения в «иностранцам» со стороны официальных ведомств и общественников. Ведь именно из-за того, что «иностранцы» среди НКО часто оказываются замешаны в деятельности, подрывающей основы Конституции и национальной безопасности, в свое время и появился реестр организаций-«иностранных агентов». Сейчас, когда прошло голосование по поправкам в Конституцию России, подобная деятельность – и речь не только о пропаганде нетрадиционных ценностей – может сильно аукнуться некоммерческим организациями, ведь в Основной закон страны внесли ряд положений, которые ужесточают требование к мессенджам, транслируемым той или иной НКО.

Фото: сайт бесплатных иллюстраций pixabay.com