Поиск

Выбираем выражения

18.04.2013 10:41
Автор: Елена Ильина
Нецензурную лексику изгнали из СМИ. На очереди сцена, экран и книги.
Выбираем выражения*
не наше

Нецензурную лексику изгнали из СМИ. На очереди сцена, экран и книги.

Федеральные законодатели, озабоченные сохранением у народа нравственных ценностей, запретили использование в средствах массовой информации «непечатных» слов. За распространение крепких выражений в эфире или на страницах прессы теперь грозит внушительный штраф. Однако представители журналистского сообщества считают проблему чересчур надуманной, а подобные меры по приобщению соотечественников к культуре  – абсолютно неэффективными.

Специфика жанра

Логично предположить, что парламентарии руководствовались в первую очередь заботой о подрастающем поколении. Возрастные ограничения к ряду передач и изданий с некоторых пор накладываются в обязательном порядке. Но депутаты решили пойти еще дальше, на корню истребив все, что может оскорбить слух или взор сограждан вне зависимости от возраста. Теперь «изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащей нецензурную брань, влечет наложение административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от пяти до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от двадцати до двухсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения».

Вопрос о том, насколько уместно и допустимо сквернословить с экрана или газетных страниц, отнюдь не новый. Он возник еще в пору гласности, когда подобная смелость воспринималась как проявление свободы слова. Интересно, что сегодня на это иначе смотрит не только законодатель, но и среднестатистический россиянин: по данным исследования, проведенного фондом «Общественное мнение», 84 процента опрошенных граждан поддержали новый закон.

Иное мнение у работников пера и эфира. На их взгляд, ненормативная лексика в СМИ  – совершенно не то, чем следовало бы заниматься народным избранникам.

– Считаю, что это популистский и бестолковый закон, – категоричен в своей оценке председатель правления Союза журналистов Челябинской области Александр Юрин. – Вряд ли он будет работать, а в худшем случае  – послужит поводом для анекдотов, казусов и неприятных ситуаций. На мой взгляд, тема употребления нецензурных слов в СМИ совершенно неактуальна: телепередачи, где звучит мат, можно пересчитать по пальцам, и то это не новости, а, как правило, ток-шоу  – продукт весьма специфического жанра. А если говорить о повышении общего уровня культуры читателей и зрителей, то изменения в законе не имеют к этому никакого отношения. Чтобы повысить уровень культуры, надо вкладывать огромные средства в образование и воспитание подрастающего поколения. Тогда лет через пятнадцать, возможно, будет результат.

За чистое искусство

Следующим шагом на пути к чистоте русского языка стала инициатива об искоренении нецензурных выражений в кинофильмах, спектаклях, различных теле- и радиопередачах, а также на страницах книг. Свое предложение автор законопроекта председатель думского комитета по культуре Станислав Говорухин мотивировал тем, что если уж сквернословие в общественных местах наказуемо, то запретить его на сцене, экране или книжной странице тем более необходимо. Проект закона предусматривает за такую нецензурщину наложение штрафа до двух с половиной тысяч рублей на гражданина, от четырех до пяти тысяч  – на должностное лицо. Юридическому лицу придется заплатить в десять раз больше.

У сторонников искусства без матерной экспрессии инициатива нашла поддержку.

– Я никогда не приветствовал использование нецензурной лексики в художественных произведениях, даже с приходом гласности, – признается министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. – Конечно, драматурги часто включают непечатные выражения в свои тексты, чтобы привлечь внимание публики, выделиться на фоне других авторов. Но я все же считаю, что искусство должно оставаться искусством. А произведения специфического порядка, возможно, имеют право на демонстрацию в каких-то закрытых показах, но никак не для массового зрителя.

Несмотря на то что законопроект, запрещающий сквернословие в художественных произведениях, одобрен депутатами в первом чтении, пока не ясно, каким образом удастся реализовать его в полной мере. Ведь если из ранее созданных фильмов фрагменты с «некрасивыми» словами можно попросту вырезать, то как быть со спектаклями и книгами? Об этом разработчикам идеи еще предстоит подумать.


Статистика

По исследованиям фонда «Общественное мнение», 15 процентов опрошенных россиян часто ругаются матом, 50 процентов – иногда. При этом 65 процентов участников опроса убеждены, что использование нецензурной лексики в художественных произведениях необходимо запретить.


Комментарии

Андрей ТРУШНИКОВ, главный редактор газеты «Южноуральская панорама»:
– Мне кажется, проблема использования нецензурной лексики в СМИ сильно преувеличена. Видимо, федеральным депутатам скучно, они устали напрягать свои законодательные мозги по поводу противостояния экономическому кризису, пенсионной реформы, дееспособности и чистоплотности армии и МВД, отсюда и появляется желание поговорить о мате. В реальности найти мат в СМИ, особенно в печатных, практически невозможно. Ведь и до сегодняшнего дня появление нецензурщины в средствах массовой информации было наказуемо… На мой взгляд, новый закон просто открывает государству дополнительные карательные возможности по отношению к тем медиа, которые ведут активную политику в Интернете. Их теперь могут более эффективно «прижучить», к примеру зацепившись за нецензурные высказывания читателей в обсуждениях публикаций. Ведь премодерация сообщений есть далеко не на каждом сайте. Определенная опасность попасть под пресс закона есть у телеканалов и радиостанций, которые делают ставку на прямые эфиры. Резюмируя свою позицию, могу сказать: я против мата, особенно если его начинают искусственно использовать для того, чтобы приструнить неугодные СМИ.

Татьяна НИКУЛИЦА, редактор новостей 31-го канала:
– По-моему, законодательный запрет нецензурных выражений в средствах массовой информации не что иное, как проявление ханжества. Получается, что журналиста лишают возможности давать в эфир эмоциональные материалы. Мы и сейчас «запикиваем» матерную речь, к тому же у нас в новостях она и встречается крайне редко. В основном такие выражения звучат в передачах о криминальных событиях, где герои сюжетов особенно склонны к использованию нецензурных слов. На новостных же программах запрет отразится не сильно. За исключением прямого эфира, когда «запикать» какие-либо запрещенные выражения невозможно. На этот случай придется искать другие возможности их избежать. Что касается уровня культуры зрителей, то, на мой взгляд, новый закон никак его не повысит. Русское бранное слово из народной речи никакими запретами не сотрешь.