Поиск

Тьютор в помощь. В Челябинске ищут пути решения проблем детей-инвалидов

13.03.2018 15:13
Автор: Борис Уржанов
В Челябинской области более 2700 особых детей находятся на домашнем обучении. Это значит, что большинство из них никогда не переступят порог школы. Обеспечат ли им родители хорошее будущее, смогут ли они устроиться впоследствии на работу, успешно ли пройдут путь социализации? Ответы на эти вопросы неутешительны, считают специалисты. Но выход все же есть: жизнь ребенка-инвалида может изменить тьютор. Об этом говорилось на очередной пресс-конференции, организованной медиахолдингом «Гранада Пресс».
Тьютор в помощь. В Челябинске ищут пути решения проблем детей-инвалидов*
не наше
Тьютор — это педагог-наставник, который сопровождает индивидуальную образовательную программу особого ребенка. Как сказала на пресс-конференции председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова, в настоящее время в регионе насчитывается 150 штатных тьюторов. Такое количество, конечно же, не может удовлетворить потребности в специалистах. Согласно нормативам, на 6 детей должен приходиться один тьютор. Но в идеале, по словам спикера, для эффективной индивидуальной работы нужно другое соотношение: один тьютор на одного ребенка.

К подготовке тьюторов подключилось «Открытое сердце». По словам Елизаветы Кирилловой, сотрудники организации недавно набрали 20 человек из числа студентов педагогического университета, провели для них тренинги и семинары и только после этого «впустили» их в семьи, где родители настроены отдать своих особых детей в обычные школы. Теперь в повседневной жизни семей участвуют и тьюторы.

«Мы узнали о новых и эффективных методах работы с особыми детьми, осознали, что тьютор не просто педагог, сопровождающий ребенка в обычной школе, но и еще аналитик, психолог, стратег. Сопровождение ребенка в индивидуальном порядке важно — развитие ребенка идет быстрее и качественнее», - отметила руководитель тьюторской группы по работе с особыми детьми Анастасия Чикунова.

Пока тьюторство на Южном Урале делает первые шаги и живет, можно сказать, в экспериментальном режиме. «Но эта тема для нас актуальна, поскольку в регионе количество детей-инвалидов, к сожалению, не становится меньше. Я считаю, что инклюзивное образование без тьюторов не реализуется», - выразила свою точку зрения заместитель руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Челябинской области Наталья Кутепова.

Раньше Южно-Уральский госуниверситет занимался подготовкой социальных педагогов для работы с детьми-инвалидами. Но со временем образовательная политика изменилась и социальные педагоги в школах были заменены психологами. От этого качество жизни семей с детьми-инвалидами только ухудшилось.

«Я думаю, пришло время в корне менять ситуацию и заняться решением вопроса, связанного с подготовкой тьюторов. Но эта та специальность, которая помимо ЕГЭ, должна предусматривать дополнительные испытания. Ведь работа тьютора предполагает любовь к детям, стрессоустойчивость, высокий уровень ответственности», - отметила заместитель проректора по учебной работе ЮУрГУ Юлия Болотина.

Спикеры пресс-конференции выразили мнение, что тьюторы могут существенно преобразить жизнь детей-инвалидов Южного Урала, но для развития тьюторства в регионе, что предполагает определенное финансирование, необходима и помощь местных властей.