Словесность по Кириллу и Мефодию

21.05.2010 00:00
Автор: Кирилл Белоусов
24 мая - День памяти святых славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Год назад в преддверии этого праздника в Челябинске открылось Кирилло-Мефодиевское общество, которое начало возрождение традиций просвещения и словесности как науки и метода преподавания русского литературного языка.
Словесность по Кириллу и Мефодию*
не наше

24 мая - День памяти святых славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Год назад в преддверии этого праздника в Челябинске открылось Кирилло-Мефодиевское общество, которое начало возрождение Кирилло-Мефодиевских традиций просвещения и словесности как науки и метода преподавания русского литературного языка. 

20 мая в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственная культура России: православное наследие» доктор филологических наук, председатель Кирилло-Мефодиевского общества Людмила Шкатова и кандидат культурологии, заведующая кафедрой русского языка и литературы Татьяна Терпугова организовали работу секции словесности и Кирилло-Мефодиевских традиций. На секции обсуждались вопросы введения православного образовательного компонента и Основ православной культуры в школы, история развития русского литературного языка как наследника церковно-славянского языка и концептосфера веры в Бога в пословицах, а также возрождение нравственного православного бизнеса и исторических традиций казачества.

Людмила Новожилова, учитель  73-ей школы рассказала о внедрении в  программу уроков православного аспекта истории и литературы:

-  Педагогический коллектив школы раскрывает детям молитвенно-нравственный смысл азбуки, потаенные смыслы русской речи. Организовываются экскурсии по приходам Челябинска, а также ученики готовят презентации по истории небесных покровителей полюбившихся им храмов.

К сожалению, внедрение Основ православной культуры в полном объеме как селективного курса не происходит по причине отсутствия кадров и базы для обучения учителей традициям и методикам преподавания предмета. Управление образования, по словам педагога, находит средства даже для обучения детей карточным играм и пасьянсам как виду интеллектуального спорта, а для  духовно-нравственной культуры финансовых ресурсов не предусмотрено. Практика показывает, что элементы преподавания словесности и православный компонент внедряются в различные учебные дисциплины только благодаря энтузиазму преподавателей.

Доцент Челябинского государственного университета Валерий Будейко описал законы развития  русского языка и особенное значение святого церковнославянского языка:

- Сегодня русский перевод страдает недостатками смыслопередачи древнецерковнославянского текста. Язык – это дело и действенная сила, а также соборная среда, обусловившая творческий полет мысли. Система осмысления нюансов прошлого и предвечного бытия была утеряна литературным языком. Утрачены предпрошедшее время, особые смыслы глаголов совершенного и несовершенного вида  аорист как форма прошедшего времени, обозначавшая единое, нерасчлененное действие или состояние, целиком отнесенное к прошлому. Мы не знаем о жребии и предназначении, уготованном нам Провидением с помощью языка, созданного под перстами Господа святыми Кириллом и Мефодием живым слепком благословенной эллинской речи.

По итогам дискуссии между участниками секции Валерий Эдуардович заявил, что православная славистика должна выработать свою методологию взамен материалистической, в которой церковно-славянский был незаслуженно забыт вместе с живыми лингвистическими пластами, сохранившимися исключительно в литургике Православной Церкви.

Современная христиански ориентированная славистика считает, что не следует умалять церковнославянские смыслы: плоды Крещения Руси и одухотворение Писанием, словесную икону Православия как обогащение и заслон от засорения языка варваризмами. Должны быть решены и проблемы нехватки ученых-славистов, издания церковнославянской литературы и исследований русского извода церковнославянского языка, ставшего, наряду с древнерусским, основой современного литературного языка.

Все эти предложения филологов были внесены в итоговую резолюцию научно-практической конференции.