Сергей Гордеев: «Южный Урал пока вообще не столкнулся с кризисом»

07.10.2015 16:16
Автор: Служба информации
На днях эксперты обратили внимание на появление положительного тренда в экономике региона. Появился даже «мем» о «тихой революции» главы региона Бориса Дубровского. Почему эта тенденция так важна? Как кризис отразился на регионе? Есть ли точки роста? На эти и другие вопросы «ЧелябинскСегодня» ответил руководитель Научно-образовательного центра развития региональных соцэкономических систем Института экономики УрО РАН и ЧелГУ Сергей Гордеев.
Сергей Гордеев: «Южный Урал пока вообще не столкнулся с кризисом»*
— Сергей Сергеевич, вместе с другими экспертами вы отметили некий положительный тренд, который демонстрирует экономика Челябинской области. О чем идет речь?

— За первое полугодие 2015 года большинство экономических показателей у нас чуть больше нуля, тогда как в остальных территориях уже минус пять и ниже. Например, в целом по стране промышленный спад на уровне четырех-пяти процентов, а у нас рост порядка полутора процентов. На фоне общей проблематичной картины Челябинская область смотрится достаточно хорошо. Это новое явление, такого не было с 2000 года.

— Что оно значит и почему это так важно?

— Это означает, что в нашем регионе имеется гораздо большая стабильность в экономических процессах, чем в других. Все боятся рисков, резкого падения. Эта вероятность у нас гораздо ниже, чем в других регионах. Южный Урал пока вообще не столкнулся с кризисом, пока мы находимся в режиме равновесия.

— Вы упомянули промышленность, в основном благодаря металлургам у нас эта стабильность?

— Все проблемы и успехи региона — благодаря металлургам. Они дают половину нашего валового продукта, что тут еще говорить?

Вообще региональная экономика устроена так, что примерно 70% обусловлено влиянием федеральных трендов и только 30% — местными. Наши показатели выглядят совсем неплохо относительно среднероссийских. Не стоит радоваться и говорить, что это нас спасет. Но то, что это неплохое достижение в это непростое время — это однозначно.

Региональный бюджет вырос по доходам в среднем на 5%, а инфляция составляет 15-16%. Где-то приходится перекредитовываться, оптимизировать расходы, но социальные затраты не сокращаются.

Когда нет роста, это еще терпимо. Но когда мы уходим в минус — приходится резать по живому, от чего-то отказываться, когда исчезает то, чем ты уже привык пользовался – это всем неприятно.

— А какие-то еще «точки роста» есть? Что-то еще вызывает оптимизм?

— В условиях кризиса, когда идет общий спад, ожидать появления явных точек роста достаточно сложно. Даже говорить об этом некорректно. Если какая-то отрасль начнет производить чего-то больше, возникнет проблемы сбыта. Потому что сейчас нет платежеспособного спроса. Кто это все купит?

А вот «точки стабилизации» должны быть. Мы наблюдаем сейчас временное равновесие. Нет ярких успехов, но нет и явных провалов. За год в экономической политике Дубровского не было сделано никаких резких движений, никаких ошибок. Обеспечена стабильность и спокойствие. Как когда-то говорил Столыпин: «Дайте России 20 лет покоя и мы создадим великую страну». История повторяется. Нам тоже нужно сейчас много относительно спокойного времени.

Это главная точка стабилизации. Иначе может сработать принцип домино, главная задача не допустить этого. Пока она достаточно грамотно решается.

— Благодаря чему?

— Региональные власти стали на деле соизмерять затраты и результат. Мы отходим от проектов, польза от которых на рубль вложений всегда была сомнительна. Возьмите, например, конный центр Сумина. Яркий пример того, как «построили — порадовались, посчитали — прослезились».

Того же самое можно сказать про многие проекты времен Юревича, начиная с той же самой «дорожной революции». Все отлично понимали, что дороги нужны. Только сейчас возникает вопрос — нельзя ли было за те же деньги построить дорог раза в два больше и раза в три лучше?

Соизмеримость затрат и результата. Это общая культура планирования и принятия решений.