Рассекречена история германских военнопленных на Южном Урале

05.02.2014 16:47
Автор: Владимир Филичкин
До сегодняшнего дня остается малоизвестных и даже засекреченных страниц истории Второй Мировой войны. К примеру, в СССР тема плена немецких солдат и офицеров была вообще полностью запрещена к исследованию. Советские историки охотно осуждали нацистов за их бесчеловечное отношение к советским военнопленным, но они не смели даже упоминать о том, что во время войны преступления против человечности совершались по обе стороны фронта. По германским источникам, в Советском Союзе было в плену примерно 3,15 млн. немцев. Из них 1,1–1,3 млн. не пережили суровых условий содержания в лагерях. Стоит ли говорить, что советские источники называли совсем иные цифры.
Рассекречена история германских военнопленных на Южном Урале*
В канун празднования восьмидесятилетия образования Челябинской области известный историк и краевед Алексей Федорович Яловенко выпустил в свет свою очередную книгу-исследование «Архипелаг ГУПВИ в Челябинской области». Для непосвященных сразу же поясню, что "архипелаг ГУПВИ" это то же самое, что и "архипелаг ГУЛАГ", такая же лагерно-тюремная система, в которой содержалось и вполне сравнимое число заключенных. "ГУПВИ НКВД СССР" - это Главное управление по делам военнопленных и интернированных. Новая книга историка Яловенко носит уникальный характер, так как написана на основании приказов НКВД Челябинской области, и никогда и нигде эти материалы еще не публиковались. И именно поэтому наш корреспондент Владимир Филичкин встретился с Алексеем Яловенко.

- В 1957 г. в ФРГ была создана научная комиссия по изучению истории немецких военнопленных. Начиная с 1959-го в Германии вышли в свет 15 пухлых томов серии "К истории немецких военнопленных во Второй мировой войне", семь из которых были посвящены истории немецких военнопленных в советских лагерях. Единственным русскоязычным исследователем на эту тему был Александр Бланк — бывший переводчик генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса, но он печатался на немецком языке в ФРГ. И вот теперь на Южном Урале небольшим тиражем выходит Ваша книга...

- Закрытые темы Великой Отечественной войны еще многие годы будут бередить наши души . Казалось бы всё относительно нормально, но задумайтесь над главным. На политической карте мира существуют все государства, которые были до Второй Мировой войны, а главного победителя – СССР уже давно нет. И вот что интересно, все сроки давности уже прошли, а у нас до сих пор огромное число документов той военной поры все еще засекречено. Зачем, почему? И очень похоже, что эти документы никогда не будут рассекречены, не заинтересована, судя по всему, в этом высшая политическая власть в стране. Получается, что мы сами все еще боимся своей подлинной истории. И мы с вами, думаю, никогда не узнаем, как все было тогда на самом деле. Конечно же, надо открывать архивы, а не закрывать их. Сейчас архивные материлы почти недоступны, лет через двести их возможно откроют. И кому они будут тогда нужны?

- После вашего последнего исторического бестселлера, посвященного тайнам Верхнеуральского политизолятора, читатели ждут очередных сенсационных открытий. Из ваших книг мы узнаем совсем иную историю Южного Урала...

- Настоящих тем для историка не так уж много. После прочтения «Архипелага ГУЛАГа» Солженицына, я долго ходил под сильным впечатлением. Ложь существовавшей власти вызывает ненависть. Я не хочу, чтобы мы вновь скатились к, казалось бы навсегда ушедшему, тоталитарному режиму. Так как я лишен возможности физически воздействовать на причины это все порождающие, я принял решение писать жесткую правду о тех жутких условиях, в которых долгие годы существовала наша страна. Я издал первую книгу из запланированной серии «Тайны Верхнеуральского политизолятора». Это вторая книга на волнующую меня тему, хочу успеть написать про все тюрьмы, которые были в нашей индустриальной области – а их было семь. Сейчас у меня где-то на одну треть написана книга про жизнь и нравы Челябинской тюрьмы.

Я написал новую книгу за 4,5 года. Кто мне помог с проникновением в архив НКВД - я говорить не буду. Там, по идее, может быть каждый, но туда, действительно, никого не пускают, и хотя все материалы, о которых я говорю в своей книге, рассекречены, доступ туда по-прежнему закрыт. Взаимопонимание с работниками архива сложились постепенно, ведь я ходил туда почти два года. Работники архива замечательные люди, открытые для общения в пределах своей должностной компетенции.

В моей новой книге собраны данные на все лагеря военнопленных и интернированных в Челябинской области, также ранее неизвестные материалы по спецгоспиталю, полякам, вывезенным на Урал, рабочим батальонам. Всего в книге примерно 1100 страниц, поэтому книга издается в 2-х томах. Очень печально, но сегодня даже то, что было рассекречено в первые годы перестройки и гласности, с трудом попадает или вообще не попадает в руки исследователей. На основе документов из архива НКВД Челябинской области я попытался показать подлинную жизнь всех 12 лагерей военнопленных в Челябинской области...

- 17 января 2014 года исполнилось 80 лет образования Челябинской области. Область создали потому, что надо было разделить Уральскую область, так как Урал к тому времени стал стратегическим центром нашей промышленности, а управлять такой гигантской областью, стало затруднительно. Никакой тайны здесь нет. Ведь до революции это была самостоятельная губерния. Полтора десятка лет немецкие и японские военнопленные трудились на благо жителей Южного Урала...

- Военнопленные вермахта появились в Челябинской области с 1942 года и работали на различных тяжелых производствах. Надо отдать должное восприятию немецких военнопленных нашими земляками – вначале от откровенно враждебных до дружественных в дальнейшем. В энциклопедии «Челябинская область» приведены следующие данные - с помощью военнопленных с мая 1946 по январь 1950 года было построено: жилплощади – 117295 кв. метров; промышленных площадей – 11225 кв. метра; объектов соцкультбыта – 2083 кв. метра; автодорог (в пересчете на ширину 5 метров) – 32 900 погонных метров; три мартеновские печи; трамвайных линий – 21 800 метров; стекольный завод, кирпичный завод, выпускающий девять миллионов кирпичей в год, две фабрики сульфидных руд, турбогенератор ТЭЦ, паровозное депо. Изготовлено: тракторов – 47 891 штук, грузовых автомобилей – 7011 штук. Добыто: каменного угля – 841 258 тонн, медной руды – 493 200 тонн и многое другое. В основном военнопленные были в Челябинской области до 01.01.50 года. Но те, кто во время нахождения в плену ,нарушали советский закон, были осуждены, и последние военнопленные покинули Челябинскую область после амнистии в 1955 году.

- Получается, что немецкие военнопленные изрядно потрудились, на восстановление экономики страны, подорванной войной?

- По-моему, даже распорядиться военнопленными в нашей области, как и в целом по стране, мы не смогли в полной мере. Военнопленные, действительно, участвовали в строительстве всех крупных предприятий нашей области, да и мелких тоже. Практически на всех заводах нашей области использовался труд военнопленных. И надо честно признать, что их труд использовался непродуктивно. Военнопленные очень хорошо строили к примеру жилые дома, например дома на КБСе и на ЧМЗ. До сих пор считается, что эти дома элитные. Я могу привести пример, какое отношение к труду было у наших рабочих и у военнопленных: длительное время при строительстве линии электропередачи наши рабочие выполняли план, а военнопленные нет. В конце концов немецкие военнопленные решили тайно проверить - как это так? В общем выяснилось, что военнопленные делали по всей технологии: копали яму на 1,5 метра, засмаливали конец опоры, вставляли в яму и утрамбовывали тщательным образом землю вокруг столба. Наши же не смолили, закапывали в землю на 40 см. укрепляли камнями, поливали и все. Военнопленные стали делать так же и стали выполнять нормы. Получается, что добросовестный труд не был у нас в почете. Может быть из-за всего этого и погиб СССР. Думаю, что образ мысли военнопленных, их понимание важности добросовестной работы, сделал определенный шаг к развалу СССР.