Прозрачное ЖКХ - реальность?

28.03.2013 10:03
Автор: Служба информации
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства – это те проблемы, которые мы постоянно обсуждаем. На пресс-конференции в издательстве «Гранада-пресс» выяснили основные проблемы челябинского коммунального хозяйства. Первый вопрос был адресован заместителю начальника управления ЖКХ Администрации Александру Кочерещенко.
Прозрачное ЖКХ - реальность?*


Проблемы жилищно-коммунального хозяйства – это те проблемы, которые мы постоянно обсуждаем. На пресс-конференции в издательстве «Гранада-пресс» выяснили основные проблемы челябинского коммунального хозяйства. Первый вопрос был адресован заместителю начальника управления ЖКХ Администрации Александру Кочерещенко.

Какие наиболее актуальные проблемы есть сейчас в сфере ЖКХ?

- Начнем с того, что обсуждают не проблемы как таковые, а весь комплекс в целом. Жилищно-коммунальное хозяйство можно сравнить с хлебом – без него мы не можем жить. Также и с коммунальным хозяйством: вода нам необходима, как и электричество, и тепло, и прочные стены, и крыша над головой. Как это поставляется и обслуживается – вот это другой разговор. В жилищно-коммунальном хозяйстве всегда были проблемы. Большинство из них достались нам от советского прошлого. Я могу точечно обозначить некоторые из них. В первую очередь стоит отметить относительно большой износ жилого фонда. По 185 федеральному закону фондом содействия реформированию ЖКХ это проблема постепенно решается, но, к сожалению, финансирование год от года сокращается: в 2008 - 2009 году областной центр получил миллиард рублей на проведение капитальных ремонтов, сейчас эта цифра значительно меньше. Из первой проблемы вытекает вторая – недофинансирование. Третья проблема – сами собственники, а точнее, недопонимание проблем и методик их решения. Что сейчас происходит: собственники по наитию считают, что государство им должно, но в 2005-м году жилищный кодекс претерпел существенные изменения, и с этого времени все проблемы, которые имеются в приватизированном жилом фонде, переложены на плечи собственников, для того чтобы подстегнуть людей для участия в капремоте. Это и сейчас допускается: вы собираете собрание, совет дома утверждает смету, доносит ее до людей, сообщает о суммах, и принимается решение о рассрочке. К сожалению, люди у нас не привыкли. Наши соседи – город Екатеринбург – не отменяли плату за капительный ремонт, и сейчас они в этом вопросе на два шага впереди нас. Они заменяют лифты, проводят ремонты, меняют трубы. 185-й федеральный закон был принят для того, чтобы приучить собственников платить за ремонт хотя бы 5%. Новые поправки подняли эту цифру до 15%. В Челябинске плата будет введена тогда, когда региональным правительством будет утвержден оператор. В настоящий момент идет проработка этого документа на областном уровне. Размер платы будет определен думой. В соответствии с законодательным актом, после вступления его в силу, в течение полугода должен быть принят региональный оператор. Когда будет утвержден оператор, у собственников будет шанс в течение трех месяцев решить, на счету дома или регионального оператора будут копиться деньги на капитальный ремонт каждого конкретного дома. Ориентировочно региональный оператор будет принят до конца мая текущего года, следовательно, определиться, где будут аккумулироваться средства, собственникам нужно будет в летние месяцы – июнь, июль, август.

Председатель общественного движения «Прозрачное ЖКХ» Александр Святов рассуждал о том, можно ли изменить сознание собственников, каким образом необходимо воздействовать на управляющую компанию и чем может помочь общественная организация «Прозрачное ЖКХ» горожанам.

- Есть конкретные примеры. Люди хотели поменять управляющую компанию. Для того, чтобы ее сменить, нужно провести собрание. На собрании собственников должно быть проведено голосование, в ходе которого собственники в количестве 50?+1, должны проголосовать за смену УК. Но даже собрать собственников – уже проблема. Как пел Высоцкий, «настоящих, буйных мало». Выход – найти двух-трех инициативных человек, прийти к нам. Мы даем все необходимые рекомендации, предлагаем помощь юристов. Но если даже вам удалось собрать необходимое количество голосов и документацию, то есть другая проблема: управляющие компании зачастую попросту не отпускают своих подопечных. И это несмотря на то, что гражданский и жилищный кодекс выступают в этом случае на стороне собственника. Ведь если дом в приличном состоянии, то прибыль в 10-15 % он все равно приносит. Если такое происходит, то мы предлагаем сделать следующее: старший по дому обходит все квартиры и предлагает жильцам не оплачивать в течение двух-трех месяцев обслуживание дома, тем самым перекрыв кислород управе. Безусловно, в этом случае обслуживающей организации придется идти на уступки. Для того чтобы начать изменять ситуацию вокруг себя, достаточно даже одного инициативного человека. В мае прошлого года президентом был принят 600-й Указ, который требует привлекать в жилищно-коммунальное хозяйство общественный контроль. Мы хотим создать сеть общественных инспекторов, чтобы совместно с администрацией проводить проверки. Жилищно-коммунальное хозяйство сейчас можно сравнить с гигантским спрутом из фильма ужасов, который буквально навис над страной. Причем так, что даже государство перед ним пасует.

К председателю ТСЖ «Медик» Галине Топычкановой было очень много вопросов. Ведь они смогли построить товарищество собственников, создать устав и успешно работать вот уже несколько лет. Основные вопросы, которые волновали участников и спикеров конференции - реально ли выстроить работоспособные отношения между собственником и обслуживающей организацией, за счет чего и каким образом существует товарищество, в котором Галина Сергеевна является председателем.

- Это абсолютно реально. Дело в том, что все только ругают коммунальное хозяйство. Сейчас только ленивый не высказывается негативно о коммунальном хозяйстве. Это модно. Когда-то ругали торговлю, теперь перешли на ЖКХ: воровство, коррупция и все отсюда вытекающее. Но никто не вник в суть проблемы комплекса, никто не спросил, как вообще работать в этой сфере людям, по сути, таким же собственникам. Почти все жильцы знакомы со своими правами, но ни один не помнит о том, что есть еще и обязанности. Собственник считает, что он владелец своей квартиры и только. Все остальное: двор, освещение, лестничная клетка – это все чье-то, это где-то.

У нас социальный дом. Квартиры в нем получили медики, ранее занимавшие комнаты в различных общежитиях. Все жильцы нашего дома считают, что их квартира - это их собственность, а все остальное принадлежит ТСЖ, и ответственность за это несет только товарищество. Очень часто наши жильцы оставляют бытовой и строительный мусор рядом с подъездом или вообще выбрасывают из окна. И на все у собственников один ответ: «я вам плачу, вы обязаны это убирать». При этом у жильцов перед ТСЖ долг в 790 тысяч. Товарищество не должно никому. Мы подаем в суд на неплательщиков, выигрываем, приходят приставы, а брать попросту нечего. Дальше-то что делать? Парадокс в том, что именно неплательщики зачастую и бывают самыми яростно защищающими свои права жильцами.

У нас идет перерасход по воде за счет того, что многие собственники не хотят устанавливать счетчики на воду, а живут по пять человек. Как быть? На субботник никого не соберешь, мы сами ходим, убираем придомовую территорию. Тем не менее, у нас идеальная чистота и порядок везде: в подъездах, в подвальных помещениях, на площадке. Недавно мы сделали фонарики на забор, чтобы было красиво, как в парке. И что думаете? Их все перебили!

За годы существования ТСЖ мы поняли: дела можно вести так, что дом будет в порядке, долгов перед поставщиками не будет, и при этом брать лишнее с собственников не придется. У нас установлены общедомовые счетчики тепла, по мере необходимости ремонтируется кровля и межпанельные швы, по всей территории, в подъездах и лифтах установлено видеонаблюдение. На данный момент предстоит замена старых труб на новые, пластиковые. У нас выходит экономия по теплу. По закону мы должны возвращать ее обратно собственникам, но, в соответствии с принятым нами уставом, мы оставляем сэкономленные средства на расчетном счете дома и распоряжаемся этой суммой только по мере надобности.

Начисляем платежи мы по рекомендованным городским тарифам. Средняя сумма в квитанции – 3500. Из них всего 400 рублей идет на работу ТСЖ. Все остальное – плата за ресурсы. К слову, о росте коммунальных платежей. Цены на ресурсы выросли, а графа «содержание и ремонт» увеличилась буквально на копейки. Получается замкнутый круг, и адекватных рычагов взаимодействия я не вижу. Изначально товарищество создавалось, потому что бывшая управляющая компания, на балансе которой находился наш дом, мягко говоря, ничего не делала. При активном участии собственников было создано ТСЖ «Медик». Но на сегодняшний день активность жителей снизилась, мы не можем их собрать, чтобы решить насущные вопросы. У нас 315 квартир. Я знаю всех жильцов дома. Мы проводим праздники, поздравляем, дарим деткам подарки. Но элементарного «спасибо» никто не скажет. При таком отношении руки попросту опускаются, делать ничего не хочется. Чтобы жилищно-коммунальное хозяйство стало таким, каким нам хочется его видеть, собственник должен повернуться лицом и быть готовым к диалогу.

МУП «ГорЭкоЦентр» косвенно связано с жилищно-коммунальным комплексом. Заместителю директора МУП «ГорЭкоЦентр» Рустаму Галееву был задан следующий вопрос: с чем связаны проблемы, которые возникают в ходе деятельности «ГорЭкоЦентра» - с системой ЖКХ в целом или все-таки также с жильцами?

- Наше поколение – потеряно. Большинство наших ровесников могут спокойно бросить мусор мимо урны, окурок. Я вижу несколько тенденций к изменению ситуации. Сейчас нам важно научить экологической культуре детей в садиках, школах. Проблемы «ГорЭкоЦентра» связаны как с жильцами, так и с УК. Последние плохо чистят междворовые проезды, что затрудняет работу. А вторая проблема – это парковки. Мест для всех автомобилей зачастую не хватает. Спецтехника не может подъехать к контейнерам, в связи с этим сотрудники не могут выполнить свою работу. А потом начинаются звонки – жители сообщают нам о том, что не вывезен мусор.

Мы стараемся бороться с этим. Возле контейнерных площадок висят объявления о том, что стоянка запрещена. Если автомобиль все-таки оставили, мы можем сообщить об этом в полицию. Но эта мера малоэффективна, так как чтобы наказать водителя, необходимо поймать его за руку, а для этого нужно буквально караулить владельца автомобиля день, два. Разумеется, на это ни у кого нет времени. Полицейские пишут «владелец не установлен».