Поиск

Правила безопасного отдыха от Ассоциации юристов России

24.04.2018 10:15
Автор: Ирина Меньшикова
Накануне сезона летних отпусков активизировались мошенники, работающие в туристической сфере. Отпускников направляют в дешевые отели взамен обещанных «пяти звезд», а иногда купивший тур человек, уже прилетев на отдых, узнает, что на самом деле отель для него не забронирован. Челябинское отделение Ассоциации юристов России неоднократно приходило на помощь людям, пострадавшим от действий таких мошенников. Полученный опыт специалисты Ассоциации собрали в специальном издании, чтобы поделиться им с как можно большим числом южноуральцев.
Правила безопасного отдыха от Ассоциации юристов России *
Юристы разработали специальный буклет, в котором рассказали о наиболее распространенных схемах обмана в этой отрасли и, самое главное, дали советы жертвам мошенников, как действовать в сложных ситуациях. Ниже мы приводим наиболее интересные фрагменты этого издания.

Что делать в сложной ситуации на отдыхе?

1. Собрать доказательства. Важно найти все возможные свидетельства недоброкачественно оказанных турфирмой услуг. К ним относятся фото- и видеоматериалы из поездки, фиксирующие, например, ненадлежащее или антисанитарное состояние номера в отеле, отсутствие бассейна и т.д. Любые чеки, квитанции, билеты, использованные во время отдыха, лучше сохранить. Можно также заручиться поддержкой других туристов, которые могут подтвердить достоверность жалобы.

2. Попытаться договориться с принимающей стороной. Некоторые недоразумения и проблемы можно решить на месте. Если в договоре, заключенном с турфирмой, четко обозначено, что номер должен выходить окнами на море, а в действительности это не так, о смене номера можно договориться с администратором гостиницы или местным представителем турфирмы.

3. Направить письмо с претензиями в турфирму. По возвращении нужно обратиться непосредственно к директору турфирмы, отправив в офис заказное письмо с изложением проблемы, предложением возможного ее решения и приложением доказательств – фото, видео или квитанций о приобретении услуг, оказание которых турфирма обещала в соответствии с договором. Ответ от руководства фирмы должен поступить в течение десяти рабочих дней. Если же его не последовало, можно отправить заявления в свободной форме в отдел по защите прав потребителей Роспотребнадзора или Федеральное агентство по туризму Министерства культуры РФ.

4. Если же и обращение в эти инстанции никак не повлияло на турфирму, остается один путь – суд. Отметим, что если выполнение каких-либо услуг было прописано в договоре, но на деле они выполнены не были, то клиент вправе рассчитывать на компенсацию за невыполнение условий договора, за непредоставление информации и за информацию, которая не соответствует действительности.

Чтобы не попасть в такую ситуацию и не провести отдых, собирая доказательства его недоброкачественности, нужно постараться найти турфирму, которой можно доверять, внимательно изучить каждый пункт договора, обговорить с менеджером и зафиксировать в договоре детали предстоящего путешествия.

Как написать претензию турфирме?

Претензия составляется в свободной форме с указанием реквизитов организации и данных о потребителе. Необходимо указать дату заключения договора на оказание услуг и последовавшие за этим обстоятельства, из которых вытекают претензии. Ссылки на нормы закона, обосновывающие требования, не обязательны, но желательны. Целью претензии является возмещение понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Также закон предусматривает право на возмещение морального вреда. В случае нарушения сроков предоставления отдельных услуг начисляются пени. Если требования не будут удовлетворены добровольно, потребитель может обратиться в суд.

Что делать, если турфирма обанкротилась?

Если турфирма приостановила свою деятельность по причине банкротства после того, как продала гражданину путевку, - это является страховым случаем. Согласно ст. 17.4 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» турист может предъявить претензию о возмещении реального ущерба к страховой компании, где застрахована ответственность туроператора, или к банку, который предоставил турфирме банковскую гарантию.

4.jpg

Как вывезти ребенка за границу?

Порядок выезда россиян в другие страны определен Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", статьи 20 и 21 которого отдельно рассматривают вопрос выезда несовершеннолетнего ребенка.

Для выезда ребенка вместе с родителями потребуется только заграничный паспорт, который с 1 марта 2010 года необходимо оформлять даже для детей. Кроме того, для подтверждения родства на всякий случай лучше взять с собой свидетельство о рождении, хотя оно может и не потребоваться.

Если ребенок выезжает за границу с одним из родителей, то согласие второго родителя предполагается, поэтому необходимости брать с него нотариально заверенное согласие нет, о чем есть специальное разъяснение Пограничной службы. Однако прежде чем отправляться в дальнюю поездку, стоит удостовериться, что второй родитель не написал в органы Федеральной миграционной службы или в Пограничную службу заявление о своем несогласии на выезд ребенка. Это актуально для родителей, которые находятся в разводе. Отменить запрет второго родителя на выезд ребенка за границу может только суд.

Если ребенок выезжает за границу без родителей - с бабушкой или дедушкой, тетей или дядей, знакомыми или с группой детей от образовательного учреждения или спортивной секции, то потребуется нотариально заверенное согласие одного из родителей, согласие второго родителя, как и в предыдущем случае, предполагается.

При этом законодательство принимающей страны, помимо согласия родителей, может предусматривать иные документы, необходимые для въезда ребенка. Перечень всех необходимых документов и требования к ним размещаются на сайте посольства (визового центра) страны въезда или Консульского департамента МИД России.

Как отказаться от путевки?

Часто турфирмы и гостиницы включают в условия договора штраф за отказ от брони - это незаконно. Статьей 32 Закона РФ «О защите прав потребителя» за туристом предусмотрено право одностороннего отказа от исполнения договора туристического обслуживания в любой момент при условии оплаты туроператору фактически понесенных им расходов по исполнению обязательств. Следовательно, при отказе от брони или путевки заказчик может рассчитывать на возмещение полной стоимости услуг или ее части за вычетом фактически понесенных расходов, которые должны подтверждаться (ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Включение штрафов за аннулирование путевки или брони в договор незаконно.

Конечно, очень сложно предусмотреть все нюансы, связанные с правильным выбором своего отдыха. Мошенники не стоят на месте и придумывают новые способы обмана туристов. В сложных случаях челябинские юристы рекомендуют обращаться в Ассоциацию, а не пускать ситуацию на самотек.

Записаться на бесплатную консультацию можно по тел. +7 (351) 263-55-56. Все пункты приема граждан указаны на сайте Ассоциации http://zakon74.ru/adresa.html.

Фото: Анна Некерова