По временам и стремена

02.06.2010 00:00
Автор: Валерий БУШУХИН
В ближайшие дни в жизни казаков Южного Урала состоится знаменательное событие: круг Челябинского окружного казачьего общества (ЧОКО). Круг – это съезд, форма казачьей демократии. И если съезды у нас в стране чаще всего вызывают у народа головную боль от пустой говорильни, то на казачьих кругах собираются, чтобы решать конкретные задачи.
По временам и стремена*
не наше

Разрозненный казачий этнос должен объединиться ради возрождения Южного Урала

    В ближайшие дни в жизни казаков Южного Урала состоится знаменательное событие: круг Челябинского окружного казачьего общества (ЧОКО). Круг – это съезд, форма казачьей демократии. И если съезды у нас в стране чаще всего вызывают у народа головную боль от пустой говорильни, то на казачьих кругах собираются, чтобы решать конкретные задачи. Это своего рода мозговой штурм. Тихо, граждане, казаки думать будут…

   Какова цель нынешнего круга?

   Главных вопроса два:

1. Официальная регистрация челябинского казачества в государственном реестре.

2. Возрождение казаков как народа (этноса).

   Интересно, что первый пункт обозначен в проекте повестки дня, а второй лишь подразумевается, но связан с первым, хотя и не зависит от него целиком.

    Куда только не записывали казаков! О том, что казачество должно служить государственным целям, в своё время задумались ещё при самодержавии. Неуправляемой тогда дикой вольнице, сидевшей на Дону, придумали достойное занятие: охрану имперских границ России и участие в военных имперских кампаниях до тех пор, пока регулярные войска не научатся побеждать. Казакам даже выдали право носить лампасы. Якобы в качестве символа определённой свободы. Обеспечили рядом льгот, хотя «льготы» были весьма условными: ведь всю свою военную экипировку (коня, оружие, форму) казак обеспечивал себе сам, не говоря уж про то, что казачьи семьи (роды) жили на принципе самообеспечения: что вырастили – то и ели, что сработали – то и носили. Весьма удобный для государства принцип: дай казаку землю, он ею и кормиться будет, и защищать её.

   Кстати, когда в США создавали систему национальной гвардии, принципы самодостаточности российских казаков были использованы американцами как образец волонтёрства (государственных добровольцев за определённые почётные льготы).

    Может, именно по причине такой вот независимости казачества при советской власти казака изводили под корень, как классовый самодержавный элемент. Самодостаточность большевикам не нравилась. Репрессиями были уничтожены сотни тысяч казаков и их семей, другие сотни тысяч были рассеяны по свету. И до сих пор казаки, как народ, не реабилитированы.

   С перестройкой  в СССР, а затем и в новой России тема казачества всплыла на волне романтического антикоммунизма, но со временем погрязла в мелком сутяжничестве, ибо казаки не имели социально-экономической базы, а потому воспринимались нашим обществом как ряженые. Увы.

   Государство тогда не было готово к действительному признанию казачества, ибо в нашем народе образ казака по-прежнему воспринимался как образ некоего царского жандарма. Эти нагайки, эта австрийская военная форма образца середины 19-го века…

   В 2005 году вышел закон Российской Федерации «О государственной службе российского казачества», однако понадобилось ещё какое-то время, чтобы вопрос как говорится назрел. И лишь в 2010 году совет по делам казачества при президенте РФ дал наконец отмашку: срочно создать государственный реестр казачьих обществ!

   Вопрос с огусдарствлением челябинских казаков затянулся ещё и по другим причинам. Во-первых, прежняя структура оренбургского казачьего войска несколько устарела и вошла в противоречие с административным делением: челябинцы теперь не входят в Оренбургскую губернию. Во-вторых, центр тяжести южноуральского казачества сместился из Оренбурга в Челябинск по причине социально-экономическим. В-третьих, казачье безвременье здесь совпало с прежним губернатором, воспитаннике коммунистической элиты, которая, собственно, в своё время и уничтожала казачество.

   Вынужденная многолетняя пауза позволила осмотреться и наконец, задать вопрос: а кто такие, собственно говоря, казаки?

   Так в Челябинске родился гениальный проект под названием «Казакия», который возглавил атаман Михаил Лонщаков. Это именно он сумел найти методологию, от которой невозможно отказаться. Челябинцы копнули глубоко в далёкое прошлое Южного Урала, в открытый учёными Аркаим, и нашли там корни своего казачьего народа. Как известно, аркаимские арии отсюда отправились в Индию, и в древнеиндийском эпосе «Ригведа» рассказывается о некоей арийской воинской касте ас-саков (казаков) за много тысяч лет до нашего времени! Тогда уже у них были лампасы – кожаные полоски на меховых штанах, символ доблести. Так что нынешние южноуральские казаки – давние потомки тех пассионариев, которые обошли полмира, неся диким племенам культуру таинственной арийской цивилизации, и вновь вернулись на землю своих предков. Царский миф о том, что на Дону собиралась беглая голытьба, может быть развеян, ибо откуда у голытьбы могут быть навыки регулярного войска, перед которым падали крепости?

   Южный Урал вполне может называть себя Казакией, ибо очень большая часть при переписи населения назвала себя именно казаками. Родовую память не смогли уничтожить ни царизм, ни большевистские репрессии.

   Команду нового губернатора Челябинской области можно назвать везунчиками, ибо им просто с неба свалилась готовая идеология объединения казачества на базе инстинктивного родового чувства. Проект «Казакия» станет связующим звеном местного движения «За возрождение Урала», как хороший раствор скрепляет кирпичную кладку.

   Конечно, восстановление политических прав казачьего этноса в масштабах области и затем в масштабах всего государства – это не сахар. Но здесь выбор такой: или казаки настоящие, или никакие.

   Ключевой фигурой в данной ситуации является фигура атамана М.Лонщакова, который выносил и начал воплощать идею возрождения казаков как репрессированного народа. Проект «Казакия» уже раскручивается и будет воплощён в жизнь независимо от властных структур. Всё зависит от позиции губернатора Михаила Юревича. Нужна ли ему реальная опора?

    На одну мистическую деталь лишь следует обратить внимание: в языке народа казаков «лонщак» - это строевой казачий конь под стременами. Вот такие времена!